Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Эндрю Николл передает привет Павлу Дурову. Павел Матяж о фильме «Анон»

12 мая 2018, 13:02
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Классический нуар о любви пьющего детектива и роковой блондинки в сверхтехнологичном мире глобальной транспарентности, где детективы и преступники уже устарели.

Британский писатель и автор комиксов Алан Мур психовал из-за того, что вокруг стало слишком много видеокамер, еще в 1982-м. Рассуждая на тему неприкосновенности частной жизни человека и того, как спецслужбы, прикрываясь защитой безопасности, лезут ко всем и каждому в постель, в карман, в душу, да куда угодно, он придумал тогда «В – значит Вендетта». Историю о том, как все эти так называемые защитники безопасности устроили в Англии фашизм.

Фрагмент из комикса V for Vendetta, написанного Аланом Муром и проиллюстрированного Дэвидом Ллойдом в 1982 году

С тех пор прошла целая жизнь, родился и умер киберпанк, кроме того, появились «Окончательный монтаж», «Извлечение», «Сфера», «Черное зеркало», много чего еще, и вот в 2018-м новозеландец Эндрю Николл решил подвести черту и довести эту концепцию до абсолюта – полной транспарентности. Цифровые камеры в роддоме вживляются каждому младенцу, и всю жизнь от рождения до смерти все следят за всеми. Каждый человек являет собой автономную, постоянно (только с перерывами на сон) работающую камеру. 6 миллиардов камер! И любой чиновник или офицер полиции, обладающий соответствующими полномочиями, может в любой момент посмотреть любой фрагмент любой жизни. Осуществленная мечта директора Роскомнадзора Жарова и его кураторов из ФСБ. Алан Мур бы от такого с ума сошел.

Любители социальной фантастики благодарны Эндрю Николлу за «Гаттаку», «Шоу Трумана» и «Симону» и ждали от его нового проекта «Анон» чего-то подобного. Начинается все довольно многообещающе – стильная монохромная картинка, чем-то напоминает «Эквилибриум» или недавний фильм Николла «Время». Возможно, в «Аноне» все даже еще более рассудочно и строго. И сама ситуация, и окружающий серо-черный аскетичный антураж, и меланхолия героев. Как будто от всеобщей круглосуточной прозрачности выгорели все цвета и угасли все чувства. Нельзя постоянно смотреть на солнце. Никто не может по-настоящему заплакать или рассмеяться, заняться сексом или устроить семейный скандал, потому что каждую секунду за всем и каждым следят. Можно расценивать это как самоцитату, но, скорее, как дань уважения американскому нуару от «Мальтийского сокола» до «Бегущего по лезвию 2049».

Эндрю Николл передает привет Павлу Дурову. Павел Матяж о фильме «Анон»
Фото: kinopoisk.ru

Клайву Оуэну («Город грехов», «Больница Никербокер», «Пристрели их», «Интернешнл»), который в «Аноне» главный герой, уже удавались роли много курящих и сильно пьющих изломанных жизнью мужиков. Хотя здесь про него известно, пожалуй, меньше, чем было, например, в «Дитя человеческом». Он детектив из ближайшего будущего глобальной прозрачности, когда вообще не очень понятно, зачем нужны детективы. Все расследование преступления сводится к просмотру последней записи мертвеца и записей тех, с кем он на этих записях. Такая вот непыльная работа полицейского в полицейском государстве.

Эндрю Николл передает привет Павлу Дурову. Павел Матяж о фильме «Анон»
Фото: kinopoisk.ru

Оуэн в своем традиционном черном пиджаке скучает и левой ногой вальяжно одним кликом расследует самоубийства финансовых аналитиков, мелкие кражи и пьяные разборки. Хотя на самом деле даже клик не требуется – весь интерфейс постоянно находится перед глазами, и манипуляции осуществляются силой мысли. Он все про всех знает, так же как и все остальные на самом деле, – все с рождения в этой дополненной реальности, где каждый человек подсвечен и подписан и о каждом известно все: от марки машины, на которой он ездит, до марки трусов, которые на нем сейчас надеты. И так обо всем, ему мгновенно переводят любой разговор на любом языке, который он слышит, название песни, которая звучит из проезжающего мимо автобуса, и количество калорий в хот-доге на ближайшей витрине, все объекты и предметы, которые ему встречаются, имеют ярлыки с наименованием и описанием – как будто в компьютерной игре или глобальном каталоге товаров.

Эндрю Николл передает привет Павлу Дурову. Павел Матяж о фильме «Анон»
Фото: kinopoisk.ru

По логике антиутопии, где-то должно существовать сопротивление этой системе, а по логике нуара – где-то должна быть роковая блондинка. Николл объединяет два этих инструмента в один – девушку-хакера, которая решила стать никем, научилась удалять себя из баз данных и хранить таким образом анонимность. Анон – это ее имя. Ее играет Аманда Сейфрид («Лавлейс», «Буги Вуги», «Хлоя», «Отверженные»), в жизни она как раз блондинка, но Николл, так же как во «Времени», надевает на нее черный парик. Да и революционерка из нее так себе – она специализируется на мелких киберпреступлениях – стирает из памяти супружеские измены и разные бытовые пакости – финансовые махинации, мошенничество и легкие наркотики (в будущем кокс все еще под запретом). Поэтому она не Тринити, а, скорее, Лисбет Саландер.

Эндрю Николл передает привет Павлу Дурову. Павел Матяж о фильме «Анон»
Фото: kinopoisk.ru

Полицейский детектив встречает ее на улице и замечает только потому, что она единственная из всех в городе не имеет ярлыка, никак не подписана, и встроенная дополненная реальность в его голове выдает сообщение об ошибке. В тот же день детектив впервые за свою карьеру встречает дело, которое не технически не может раскрыть. Это что, совпадение?

Эндрю Николл передает привет Павлу Дурову. Павел Матяж о фильме «Анон»
Фото: kinopoisk.ru

Неизвестный преступник взламывает глазные камеры жертвы и меняет панораму того, что видит жертва, на то, что видит сам. Получается эффектно – перед смертью человек видит себя со стороны глазами своего убийцы. Мозг не в состоянии это осознать, никто не пытается убежать или как-то сопротивляться, а полицейские впоследствии не могут опознать убийцу, поскольку жертва не могла его видеть, а у всех случайных свидетелей хакер тоже стирает свой образ из памяти.

Эндрю Николл передает привет Павлу Дурову. Павел Матяж о фильме «Анон»
Фото: kinopoisk.ru

Убийства с тем же почерком продолжают совершаться, все ниточки ведут к анонимной хакерше, и вся королевская рать во главе с Клайвом Оуэном идет по следу и погружается в глубины партизанского даркнета. Таких анонимов там множество, все поголовно используют vpn, прокси-серверы, и один Павел Дуров знает, что еще.

Эндрю Николл передает привет Павлу Дурову. Павел Матяж о фильме «Анон»
Фото: kinopoisk.ru

Но там у них на глубине нет никакого сопротивления, никто не строит планы ослепить все человечество и лишить таким образом полицию информации, никто не готовит революцию, нет там внизу ни Нео, ни Морфеуса, поэтому многим эта история может показаться слишком скучной. Она про людей, которые устали от ежедневной паранойи, которые просто хотят, чтобы их оставили и дали им смеяться и плакать, трахаться или орать друг на друга так, будто за ними никто не подсматривает. Они закрывают глаза, чтобы разорвать контакт хотя бы со своей стороны, плетут внутри глобальной системы свою сеть из прокси-серверов, чтобы какое-то время побыть в тени.

Эндрю Николл передает привет Павлу Дурову. Павел Матяж о фильме «Анон»
Фото: kinopoisk.ru

Это кино о вреде глобальной транспарентности так перекликается с недавней скандальной темой блокировки Telegram, что может показаться, что Дуров все это и заказал. Было бы круто, даже жаль, что это не так. В США «Анон» не показывали в кинотеатрах, он вышел только на Netflix, это было решено самим режиссером и продюсером Николлом, ему даже пришлось заплатить, чтобы все было именно так. Может, это такой хитрый маркетинговый ход, или он захотел победить «Черное зеркало» на его сериальном поле, кто знает. Могли бы и у нас этим и ограничиться. Там ведь и правда есть такие перенасыщенные информацией сцены, что без стоп-кадра никак невозможно понять, что это все значит. Но наши кинопрокатчики решили иначе и выпустили «Анон» в широкий прокат. Может, они действительно передают таким образом привет Павлу Дурову и его цифровому сопротивлению? Анонимайзеры всех стран, соединяйтесь? И куда только смотрит Роскомнадзор?