Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Пять новых фильмов о Великой Отечественной, которые не стыдно смотреть. Выбор Павла Матяжа

8 мая 2018, 10:15
Пять новых фильмов о Великой Отечественной, которые не стыдно смотреть. Выбор Павла Матяжа
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Перед очередным 9 мая мы попросили нашего кинокритика назвать 5 фильмов, создатели которых не пытаются копировать советские фильмы о войне, а ищут новый подход к этой, уже многократно исчерпавшей себя, казалось бы, теме. И за которые в связи с этим не стыдно.

Война с фашистами в советском кино была главной темой. Про нее начали снимать еще до ее начала (ну то есть про подготовку к ней), активно снимали в процессе, но большая часть фильмов появилась, конечно, после победы. Нельзя сказать, что все это просто милитаристская пропаганда, хотя изначально так и было отчасти. Слишком широким и сложным оказался этот пласт нашей культуры – настолько, что отечественное кино про Великую Отечественную войну можно выделить и изучать отдельно. В этом жанре рождались и великие шедевры, такие как «Летят журавли» Михаила Калатозова, и фильмы менее заметные. Сотни, тысячи даже, наверное, фильмов, в которых были задействованы все киноресурсы – на такое кино всегда были деньги. Все наши главные кинозвезды обязательно там снимались, а все наши режиссеры, от конформистов, которые получали потом сталинские и ленинские премии, до авангардистов, которые потом прозябали в безвестности или бежали на Запад, обязательно на эту тему высказывались.

Фото: kinopoisk.ru

«Летят журавли», режиссер Михаил Калатозов, 1957

В девяностые, когда государство перестало заказывать темы и выделять на это деньги, киношники про ВОВ почти не снимали. Ну, во-первых, сколько можно, а во-вторых, появилась возможность поговорить о запрещенных в советском кино сталинском терроре, религии, сексе, рок-музыке и многом другом. Кое-что удавалось, но отсутствие финансирования играло свою роль. А в путинские десятилетия кино вернулось в советские времена. Люди не любят перемен.

Фото: kinopoisk.ru

«Утомленные солнцем», режиссер Никита Михалков, 1994

Вернулось и госфинансирование, и госзаказ в какой-то перефразированной форме, и фильмы и сериалы про Великую Отечественную с новой силой хлынули на большие и малые экраны. Количественно они уже готовы догнать СССР, но вот с качеством и, соответственно, отношением к этому зрителя происходит что-то труднообъяснимое. Казалось бы, современные технологии позволяют многое, о чем раньше можно было только мечтать в смысле спецэффектов, графики, реалистичности и правдивости. Но зрительского успеха «В бой идут одни «старики» или «Они сражались за родину» новым военным блокбастерам достичь не удается. Возможно, дело тут в соответствии так называемым международным стандартам. Железный занавес рухнул, и технологическое, профессиональное отставание нашего кино от голливудского стало невозможно игнорировать. Михалков же хочет не просто бабки отработать, он хочет быть русским Спилбергом, а для этого ему нужно «Спасение рядового Райана». Это заметно по тому, что он делает в «Утомленных солнцем 2 и 3».

Фото: kinopoisk.ru

«Спасение рядового Райана», режиссер Стивен Спилберг, 1998

Но не Михалковым единым, к счастью, живет наше кино. Появились за последние 20 лет фильмы, режиссеры которых не пытаются копировать советские старые или голливудские новые фильмы о Второй мировой. Они не боятся острых тем, которых в той войне, как и любой другой, было предостаточно, ищут неожиданный ракурс, свой язык и снимают крутое кино, избавленное от чрезмерного патриотического пафоса. За такое не стыдно.

Фото: kinopoisk.ru

Про коллаборационистов.

«Свои» (2004)

Режиссер Дмитрий Месхиев, в ролях: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Анна Михалкова.

Действие этого невероятного по советским временам фильма разворачивается на территории оккупированной фашистами Псковской области. Пожилой деревенский староста (Богдан Ступка), мало того что работает на немецкую администрацию, так еще и раскулаченный крестьянин, который затаил давнюю обиду на советскую власть, прячет в своем доме трех беглых военнопленных, своего сына-снайпера, еврея-комиссара (Константин Хабенский) и немолодого уже чекиста с гитлеровскими усиками (Сергей Гармаш). А там у него еще и дочки. Операторская работа Сергея Мачильского плюс мощнейшие актеры заработали «Своим» три из пяти основных призов на XXVI Московском международном кинофестивале и много чего еще. Хотя это не так важно – в каждый год меняющейся реальности «Свои» хочется пересматривать, и каждый раз он смотрится по-новому, удивительный, смелый, очень сильный фильм.

Фото: kinopoisk.ru

Про контрразведку.

«В августе 44-го» (2001)

Режиссер Михаил Пташук, в ролях: Евгений Миронов, Владислав Галкин, Юрий Колокольников.

«В августе 44-го» – экранизация одной из самых крутых книжек о войне «Момент истины» Владимира Богомолова. Про то, как группа офицеров СМЕРШа во главе с капитаном Алехиным ловит немецких диверсантов на территории Белоруссии. В августе 1944-го. Книга Богомолова настолько убедительная и дотошная, что снять по этому поводу кино, так чтобы все фанаты и ветераны КГБ остались довольны, конечно невозможно. Но Пташук, Миронов и Галкин делают все, чтобы дотянуться. Ну а для тех, кто не читал оригинал, – это один из лучших детективных боевиков в новой российской истории. «Качай, Паша, качай!» и «Бабушка приехала» – это навсегда.

Фото: kinopoisk.ru

Про финнов.

«Кукушка» (2002)

Режиссер Александр Рогожкин, в ролях: Анни-Кристина Юусо, Вилле Хаапасало, Виктор Бычков.

Отношения с Финляндией, предвоенное советское вторжение на ее территорию, ее последующее участие в блокаде Ленинграда и вообще участие в войне на стороне фашистов нашими кинематографистами до Александра Рогожкина почти не обсуждались. Рогожкин – один из самых любопытных современных российских кинорежиссеров. Он снимает и сериалы про ментов («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила») и новые русские комедии (про особенности национальной охоты, рыбалки и так далее), и про террор («Чекист»), и про Чечню («Блокпост»). А его «Кукушка» не такая конкретно-военная, как его же более поздний «Перегон», и в этом ее прелесть – это философская притча, разговор между тремя людьми – финским снайпером, советским капитаном и девушкой-лапландкой, которых война разъединила и объединила одновременно. Они не понимают друг друга, но все равно пытаются любить, хотя имеют все причины ненавидеть.

Фото: kinopoisk.ru

Про религию.

«Поп» (2009)

Режиссер Владимир Хотиненко, в ролях: Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Лиза Арзамасова, Юрий Цурило.

С 1941-го по 1944-й православные священники-миссионеры из прибалтийских приходов пытались возродить церковную жизнь на оккупированных фашистами северо-западных территориях России. После возвращения этих территорий в состав СССР все эти священники были расстреляны или сосланы в лагеря как коллаборационисты. Этот фильм получился во многом благодаря Маковецкому. Тут он играет одну из самых лучших своих ролей. Ну и, конечно, тематика. Снять такое в СССР ни Хотиненко, ни кому бы то ни было другому ни за что бы не позволили. Выбор между верой и отечеством, православием и народностью. Большая удача для Владимира Хотиненко, который в юности был очень крут и снимал «Макаров» и «Мусульманин», а сейчас все больше исторические реконструкции («1612» и «Демон революции»).

Фото: kinopoisk.ru

Про холокост.

«Рай» (2016)

Режиссер Андрей Кончаловский, в ролях: Юлия Высоцкая, Виктор Сухоруков, Кристиан Клаусс, Филипп Дюкень.

В советском кино холокост почти не обсуждали, в российском эта тенденция сохраняется, поэтому «Рай», так же как недавний «Собибор», – фильм редкий. Но если «Собибор» получился тяжеловесно кондовым и реалистичным, то «Рай» – он больше артхаусный такой. Можно даже сказать, что Кончаловский ведет диалог с фильмами Висконти или Кавани. Фильм черно-белый, снятый очень аскетично, почти общими планами, и берет не столько даже актерскими работами, а режиссерским эстетством что ли, возможно, чрезмерным даже. В 1942 году в Париже русскую княгиню в эмиграции отвозят в концлагерь за то, что она пыталась укрыть двух еврейских детей, а молодой немецкий аристократ и любитель Чехова получает задание от Гиммлера, которого играет Сухоруков, проинспектировать концлагеря на предмет коррупции. Ну понятно, они сжигают в печах людей, но как можно при этом умудряться комбинации какие-то на этом проворачивать? Это же надо.

Текст: Павел Матяж для 66.RU.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.