Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Увидеть вождя и умереть. Павел Матяж — о военном роуд-муви для настоящих сталинистов от Мединского

27 апреля 2018, 15:49
Увидеть вождя и умереть. Павел Матяж – о военном роуд-муви для настоящих сталинистов от Мединского
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Как конструктор Кошкин, офицер НКВД и девушка-металлург ехали на танке к Сталину.

Каждую весну перед майскими праздниками Министерство культуры Российской Федерации выпускает на экраны традиционное военно-патриотическое кино. В 2017-м это были «Три дня до весны» Александра Касаткина, в 2016-м «72 часа» Киры Ангелиной, в 2015-м «Дорога на Берлин» Сергея Попова и так далее. Не то чтобы это особенно хорошо или плохо, просто фильмы эти мало кто помнит, потому что они проходные, дежурные, снятые для галочки, не участвуют ни в каких фестивалях, проваливаются в прокате, в Минкульте куда-то списывают эти $ 3–5 миллионов, потраченных на съемки, и после этого про них все забывают.

На первый взгляд, на уровне тизера по крайней мере, казалось, что «Танки» как раз из таких. Не самые выдающиеся актеры, не самый серьезный бюджет (140 млн рублей – чуть больше $ 2 млн по текущему курсу) и молодой режиссер Ким Дружинин, прославившийся не самым кассово успешным фильмом «28 панфиловцев». Но там было хотя бы про войну, боевые действия, героизм весь этот – «отступать некуда позади Москва», и так далее. Претензии были в основном к деталям.

Фото: kinopoisk.ru

А тут сам сюжет вызывал зевоту – в 1940-м году конструктор Кошкин хочет запустить новый разработанный им танк Т-34 в серию и для этого ведет его своим ходом из Харькова в Москву, чтобы показать лично товарищу Сталину. И все? Ну, в ходе этого роуд-муви инженеру и его верным друзьям будут мешать враждебно настроенные местные жители, милиция, Красная армия и, конечно, фашисты. По отношению к Великой Отечественной это такой спин-офф. Не про бессмертный подвиг воинов, а про доблесть тружеников тыла.

Фото: kinopoisk.ru

Нет, ну может, от такого кино тащились бы советские рабочие и колхозницы в 1930-е. Но мы-то в 21 веке, количество рабочих существенно сократилось, не говоря уже про колхозниц. Ну скукота же. Кто добровольно пойдет на это смотреть?

Фото: kinopoisk.ru

В наше постмодернистское время каждый может опираться на разные этапы из истории кино. Можно рубиться за калатозовские 50-е, можно за гайдаевские 60-е или рязановские 70-е, но Ким Дружинин рубится за 30-е, за то, что в истории кино называется «тоталитарный кинематограф». Такие же «Танки» могли быть сняты тогда, в сталинские годы. Настолько лента наполнена соответствующими тому времени персоналиями и настроениями. Все эти молодые прекрасные рабочие, мужчины и женщины, круглосуточно готовые к подвигу. С каким придыханием они все произносят «товарищ Сталин» и одновременно ищут за каждым углом немецких шпионов. Само по себе это неплохо, наверное, если забыть о том, кем и для чего все это снималось тогда. Многие до сих пор готовы цитировать Лени Рифеншталь.

Фото: kinopoisk.ru

Советский изобретатель и конструктор Кошкин (Андрей Мерзликин, «Бумер», «Бумер-2», «Брестская крепость», «Родина») на секретном заводе изготавливает два опытных образца нового танка – будущие легендарные Т-34, которые в представлениях не нуждаются. Для того чтобы избежать бюрократических проволочек и запустить именно эти танки в серию, нужно показать их лично первому лицу – товарищу Сталину. Но гениальный стратег Жуков запрещает везти их по железной дороге. Зачем? Ну чтобы они показали себя в полевых условиях, конечно же.

Фото: kinopoisk.ru

Команду возглавляет сам Кошкин, с ним два водителя и офицер НКВД (Антон Филипенко, «28 панфиловцев», «Под электрическими облаками»), который больше всех психует, орет, размахивает пистолетом и грозится всех расстрелять, но в конце оказывается хорошим парнем. Ну а как же. Он на самом деле единственный из всех представленных в фильме персонажей, про которого можно сказать что-то определенное. Остальные так и остаются на уровне функций. Про водителей вообще ничего сказать нельзя, едут себе и едут, мычат, бурчат чего-то, и ладно.

Фото: kinopoisk.ru

Зато эротическую функцию в кино во всю свою мощь выполняет Аглая Тарасова («Лёд»), она играет женщину-металлурга, которая так хочет увидеть товарища Сталина, что пробирается на секретную миссию зайцем. Она единственная, кто разбавляет убийственный тоталитарный настрой своих коллег и врубает тут такую советскую Мэрилин Монро: то в мокрой майке бегает под дождем по лесу, то попадает в плен к бородатым партизанам, то решает голышом искупаться на привале. К таким вот коротким эротическим купаниям наши кинематографисты стали прибегать все чаще и чаще. Почти все минкультовское кино маркируется сейчас как 12+ (ну чтоб патриотичные родители смогли взять ребенка с собой), а в этой ситуации такой ракурс – единственно возможный, когда вроде бы что-то показать надо, а показывать ничего нельзя.

Фото: kinopoisk.ru

Сразу же после отъезда выясняется, что враг не дремлет. С одной стороны, в Германии лысый оберштандартенфюрер дает приказ остановить русские танки безымянной белокурой бестии в немецкой форме, и та отправляет по гусеничному следу отряд конных эсэсовцев. А с другой, где-то между Харьковом и Москвой затаились и уже двадцать лет живут в хорошо законспирированной дизель-панк-деревне белопартизаны. Бендеровцы? Махновцы? Уточнять никто не станет. Какие-то украинскоговорящие предатели, короче.

Фото: kinopoisk.ru

Экипаж танков, конструктор, энкавэдэшник и металлург удирают от фашистов, которые для большей достоверности пересаживаются на мотоциклы с коляской, сражаются с бендеровцами, давят танками советскую конную милицию и вступают в бой с Красной армией – Жуков о сверхсекретном танкопробеге для большей секретности никому не сообщил, и местные власти мобилизовали войска для борьбы с неизвестным противником. Ну, потому что надо же каким-то образом танкам проявить свои боевые качества, не все же им лошадей и мотоциклы расшвыривать.

Фото: kinopoisk.ru

Самое смешное, что до некоторой степени все это основано на реальных событиях. Ну то есть в 1940 году конструктор Кошкин действительно отправился из Харькова в Москву на экспериментальном танке. Правда, дело было не в разгар лета, как в фильме, а в середине марта, и никакие внешние силы, кроме сил природы, не пытались остановить танкопробег, но инженер Кошкин, преодолевая снега и метели, так настрадался, что вскоре после встречи и презентации танков Сталину заболел и умер. Вот, собственно, и вся история. Но она привлекла внимание министра культуры.

Фото: kinopoisk.ru

В титрах так и указано: Министерство культуры Российской Федерации и Российское военно-историческое общество представляют. Также там сказано, что сама идея создания этого фильма принадлежит Владимиру Мединскому персонально. И тут есть любопытный нюанс. Изначально, на уровне сценария и в производстве, фильм назывался «Увидеть Сталина». Генеральный продюсер проекта Дмитрий Щербанов говорит об этом так: «Для тех предвоенных времен это был большой подвиг: не просто отправиться в пробег, а отправиться к Сталину, чтобы доказать ему ценность этих машин». «Увидеть Сталина». Это Мединский придумал. Но потом название заменили на «Танки». Мелкие лавочники победили сталинистов.

Фото: kinopoisk.ru

Ну, потому что если бы фильм, снятый на деньги Министерства культуры, инициированный лично министром, назывался «Увидеть Сталина», это было бы политическое заявление. Тогда бы все сразу встало на свои места и не требовало бы каких-то дальнейших объяснений. Да, мы тут в министерстве придерживаемся такого взгляда на историю. Мы обожаем Сталина, готовы снимать про него кино и защищать его от врагов, которые пытаются очернить или представить нашего вождя в комическом свете. Поэтому их кино мы к прокату запретим.

Фото: kinopoisk.ru

Но кто-то там наверху в последний момент нажал на тормоза, и смелое, политически точное название заменили на заимствованное у популярнейшей белорусской компьютерной игры. Никто же в обычной жизни не говорит «Ворлдофтанкс». Все шпилят в «Танки». Ну понятно, что слово «Танки» невозможно защитить авторскими правами, продавать и покупать. Поэтому как бы это и не плагиат, а чо такого? Мы же хотим привлечь молодежь в кинотеатры, а они все долбятся в эти World of Tanks как раз. А вообще, позвоните-ка кто-нибудь в Белоруссию, может, они нам еще бабок отвалят за промо?

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.