Не знаю, захотел бы я так страстно посмотреть весь мир, если бы 20 лет назад мы с этой девчонкой не облазили все пирамиды юго-западнее Каира, не исходили бы ногами всю Китайскую стену и не ныряли в каналы Венеции… «Девчонка», кстати, согласно изначальной биографии — 67 года рождения, то есть вплотную подошла к возрасту собеса и индексации пенсий, но на то он и Голливуд, чтобы все отменять, перезагружать и реновировать.
Для тех, кто совсем не в курсе: Tomb Raider (в устаканенной отечественной локализации «Расхитительница гробниц») — серия видеоигр и дилогия фильмов об авантюристке, археологе, адреналиновой наркоманке Ларе Крофт — наследной британской аристократке, кстати. Примерно сразу после появления персонаж шагнул далеко за пределы киберпространства, став иконой эмансипации, амбассадором различных брендов и даже подтанцовкой группы U2.
По-моему, даже отцы-создатели Лары, студия Core Design, сами не поняли, какой фугас взорвали (попутно изобретя целый жанр — TPS, third-person shooter), растерялись и сгинули в безвестности. А Лара пережила уже несколько инкарнаций, вся франшиза перезагружалась минимум дважды, и даже знакомому с основным каноном зрителю будет трудновато воспринимать новое прочтение мисс Крофт.
Фото: фирмы-производителя |
---|
С прочтением, кстати, забавно. Даже смешно. За 20 лет с момента появления первого Tomb Raider все представления о месте женщины в культуре и искусстве снова перевернулись с ног на голову. Лара'96 — наряду co Spice Girls и рядом поп-персонажей попроще — стала этакой иконой феминизма, воцарения женщины на первых ролях общественной и культурной жизни.
Сегодня такая трактовка образа считается «сексистской», а сочетание пышного бюста, длинных ног и свободомыслия — «объективацией женщины». Что бы это ни значило. В середине «десятых» на женщину «как на кусок мяса» смотреть стало нехорошо, поэтому Лара наступила на горло собственной песне, сдулась в промежутке между шеей и торсом, стыдливо прикрыла ноги брюками цвета хаки и при каждом появлении вызывает скорее не животные позывы, а отцовское желание накормить истощавшую бедняжку, укрыть плюшевым пледом и отойти подальше, пока не обвинили в харрасменте.
Собственно, киношная Лара ныне базируется не на отживших свое шовинистических представлениях двадцатилетней давности, а на политкорректных взглядах нашей эры. Не ждите от нее пышных губ Анжелины Джоли и яростных перестрелок с двух рук «по-македонски». Эта Лара — плачет, страдает, ей больно, она превозмогает, учится, растет над собой, разрываясь между «Я сильная самостоятельная женщина» до «Ой, все».
Воплощать на экране этот сложнейший и многомерный образ пришлось оскароносной Алисии Викандер (Ex-Machina), и со времени появления первых промо-материалов ох и наелась она народной желчи! Грязные сексистские свиньи ставили ей в вину и политкорректный размер груди, да и шея-то у нее не та, да и вообще — как ты держишь лук, так никто не стреляет! Зря диванные эксперты язвили: Викандер — главное (и единственное) достоинство фильма.
Плоский, в общем-то, образ взрослеющей девочки она воплотила более чем достойно. Получилось куда убедительнее высокополигональной модели из игры 2013 года. Алисия-Лара на наших глазах и правда проходит путь от панкующего подростка до сильной независимой женщины, да так, что в отдельные моменты зажимаешь кулачки за нее покрепче. С другими персонажами такого сопереживания нет, просто потому, что бюджет у фильма смешной, на актерах откровенно экономили (как и на всем прочем), и после просмотра в памяти остается (на удивление) лишь второплановый герой из комиссионки да менторша Лары — Анна. И та — за счет удивительного сходства с игровым прототипом.
В основу истории положен ребут (перезапуск) серии от 2013 года — положен явно и неприкрыто, как реверанс в сторону фанатов серии. От игрового Tomb Raider тут почти половина фабулы, а некоторые сцены буквально покадрово повторяют заставки из игры. При этом, честно говоря, первоисточник выглядит предпочтительнее, хотя бы потому, что там не так ограничен бюджет и не пришлось прибегать к халтуре вроде прыжка в пять монтажных склеек.
О художественной стороне фильма. Он динамичный, бодрый, не провисает ни на минуту и почти не имеет дыр в сценарии. Все проблемы, повторюсь, связаны с финансами. У меня вообще есть ощущение, что правообладатели не знали, что им делать с имеющейся на руках франшизой, рискнули дать ей зеленый свет, но без фанатизма и «на отвали». Ну, вроде, взлетит — ОК, не взлетит — хоть немного потеряем.
Поэтому на роль постановщика позвали никому неизвестного норвега (ни в жизнь не вспомню его фамилию), а съемочного бюджета хватило только на Алисию Викандер и зеленую тряпку, поверх которой снято почти все. И это «все» дешевизной исполнения сильно режет глаз. Особенно сцены формата «Негры ночью воруют уголь» и помянутое мельтешение крупных планов, когда денег нет снять красиво со светом и полномасштабно соответственно.
Тем не менее вышло куда как лучше, чем я ожидал. Повествование более осмысленное, чем в первых двух фильмах, сценарий куда логичнее большинства голливудских кинокомиксов, экшен (на который хватило денег) выглядит изобретательно и бодро, Викандер старательно тянет фильм на высоты, в которые он и не метил. А все вместе еще и очень бережно относится к канону, стараясь не оскорбить чувства фанатов. Думаю, для них (для нас) и была добавлена сцена после титров. Не знаю, кто как, а я на ней даже взвизгнул: «Да, Лара, мы именно ТАК с тобой валили тираннозавра в том ущелье».
Пользуясь случаем, не могу пройти мимо. Тем более и повод хороший: Лара Крофт едва ли не первой среди персонажей видеоигр стала лицом разных брендов — от платежной системы VISA до автомобилей SEAT. Моделям Cordoba, Ibiza и другим была посвящена целая серия видеороликов.
Для своего первого появления на широких экранах Лара выбрала такой же брутальный, такой же английский и лишь чуть более легендарный Land Rover Defender. Модификация под названием 110 V8 была построена конкретно для фильма. На место дизеля пришел бензиновый V8, часть агрегатов позаимствовали у Discovery II, крышу срезали, превратив машину в пикап, чтобы сохранить жесткость кузова, вварили каркас.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Кстати, это было не первое появление «Дефендера» во франшизе Tomb Raider: ранее более старые итерации модели мелькали в четвертой части игры — The Last Revelation.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Не менее плодотворной была кооперация между Tomb Raider и JEEP. На Wrangler, например, Анжелина Джоли рассекала по Африке во второй части фильма. Этот автомобиль в лимитированной серии также выпустили в продажу.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Но гораздо большую роль продукция JEEP сыграла в перезагрузке игровой серии — Tomb Raider: Legend 2006 года. Там бандиты ездили на JEEP Commander, а Лара и ее соратники остались верны все тому же Wrangler.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Кстати, все в той же «Legend» Лара, как перчатки, меняла мотоциклы. В основном noname, из продакт-плейсмента замечен только Ducati. Литровый «999».
Фото: фирмы-производителя |
---|
Ну, а в свежей киноперезагрузке почетная роль транспорта расхитительницы гробниц досталась кроссоверу Volvo XC40. Дружелюбный к окружающей среде, безопасный для пешеходов, лояльный ПДД… Впрочем, неудивительно: сам образ Лары после ребута 2013 года изменился радикально, и что как не Volvo водить хрупкой и тонкой, но сильной и независимой женщине конца «десятых» годов?..