— Спектакль «Летели качели» по пьесе Константина Стешика выходит в канун десятилетия со дня смерти Егора Летова. И поначалу все действительно выглядит как мемориал — нам показывают документальные кадры, звучат грязные запилы того самого омского гаражного панка из 90-х, произносится даже некий текст «от театра» — такой, с одной стороны, «общеобразовательный» пролог, а с другой — знакомство с главным героем, нашим современником, человеком слегка за тридцать.
Острожно, 18+. Видео содержит ненормативную лексику
В самой пьесе этого монолога нет — поэтому собственно спектакль, сама история начинается как-то внезапно, без предупреждения. Вот только что было пустое пространство, в котором на хаотично расставленных стульях кое-как расселись зрители — и вот уже загудели гитарные комбики, задник превратился в огромный экран, где-то сбоку голыми лампочками высветился контур знакомой, но все равно немного пугающей аббревиатуры — ГрОб.
Фото: Владислав Бурнашев для 66.RU |
---|
Пространство еще много раз будет трансформироваться, как бы обволакивая зрительный зал, которого, по сути, и нет — здесь каждый предоставлен сам себе и волен вертеть головой следом за героями, с шумом двигать стульями, даже мелодия телефона из чьего-то кармана кажется органично встроенной в происходящее.
Хотя имя и песни сибирского музыканта будут звучать и цитироваться в спектакле не раз, в центре внимания — не сам Егор Летов (поначалу это может разочаровать фанатов). В попытках ухватить этот самый «центр внимания» и пройдет большая часть времени.
Фото: Владислав Бурнашев для 66.RU |
---|
Сама история, рассказанная нам, развивается вроде бы последовательно и логично, слова цепляются за слова, из одних поступков вытекают другие, но каждый шаг героев, кажется, ведет в пустоту. Типичные ситуации, стандартные фразы — но витает над всем призрак чего-то большего, герои каждый раз словно стоят на пороге — но не решаются сделать самый главный шаг. И опять продолжают обреченно ходить по кругу, снова и снова, вслух и про себя составляя перечень того, чего у них нет.
Однако надо обнадежить будущих зрителей — спектакль, безусловно, держит и будоражит, равнодушным остаться не получится при всем желании. Одна из несомненных удач — актерская работа Дмитрия Зимина, сыгравшего, с одной стороны, омерзительное ничтожество, а с другой — сумевшего вызвать к своему герою сочувствие и даже некоторую симпатию. Его вариант «героя нашего времени» напоминает выдающуюся роль Олега Даля из «Утиной охоты» Вампилова (фильм «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова). Другая удача — световое и объемное решение театрального пространства, которое здесь как бы пульсирует, то буквально уводя действие в огромный экран, то локализуя его на ограниченных участках зала. Еще — есть Олег Ягодин, весьма неожиданный, как по форме, так и по содержанию. Еще — новое, довольно необычное и по-своему изящное решение сцены интимной близости.
Фото: Владислав Бурнашев для 66.RU |
---|
Да, конечно, в итоге все конфликты будут разрешены, как это и положено в любой хорошей пьесе. Но ощущение пустоты никуда не уходит — и по завершении спектакля. «Летели качели…» — песня, положенная в заглавие — как мне кажется, именно об этом. Об одиночестве души, обреченной быть в пустоте, без опоры, цели и смысла. «Нельзя слушать «Гражданскую оборону» и быть атеистом!» — отчаянная попытка зацепиться хоть за что-то, выйти за пределы замкнутого круга ежедневных простых движений, которые совершаем все мы. У Летова получилось. Но у каждого из нас должен быть свой путь.
Хочется поскорее уйти из этого зала. Или, наоборот, придвинуть стул поближе, обнять кого-то или пожать руку. Или хотя бы начать говорить.
Текст: Алексей Вдовин для 66.RU.