Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк. Павел Матяж об интеллектуальной мелодраме «Колесо чудес»

10 февраля 2018, 11:09
Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк. Павел Матяж об интеллектуальной мелодраме «Колесо чудес»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Возможно, это последний фильм Вуди Аллена. Интеллектуальная мелодрама про Конни-Айленд 1950-х, любовный многоугольник с участием двух официанток, одного карусельщика и одного начинающего драматурга. В ролях Кейт Уинслетт, Джеймс Белуши, Джуди Темпл и Джастин Тимберлейк.

Вуди Аллен снял больше фильмов, чем Клинт Иствуд или Мартин Скорсезе, у него их даже больше, чем альбомов у «Аквариума», — 52 (ну официальных альбомов). И не то чтобы он, как Ридли Скотт или Джеймс Кэмерон, пробовал свои силы в разных жанрах и мог бы одинаково круто снять и фантастический фильм, и исторический, и триллер и детектив — ничего подобного. Вуди Аллен снимает только в одном жанре, в том, который сам изобрел. Наверное, это можно назвать интеллектуальной мелодрамой. В фильме может быть больше детективной составляющей, а может быть больше комедийной, или, наоборот, драматической — это все про взаимоотношения полов, в центре сюжета любовные многоугольники, он любит ее, она любит другого, но не любит кого-то четвертого, и так далее. Конечно, Вуди покажет нам, какие его герои слабые, мелкие, недалекие, корыстные или, наоборот, наивные, но страдать все они будут в основном от любви.

А «Колесо чудес» настолько вудиалленовский, что можно предположить, что сценарий написан с помощью нейросети. Просто прокрутили все его старые сценарии, нажали кнопку и вуаля. Получилась история, собранная из кусочков предыдущих фильмов Вуди, и если видел хотя бы пять из них, можно легко предугадывать события и смотреть с любого места.

В центре сюжета — разочарованная и усталая женщина на грани нервного срыва. В «Жасмине» ее играла Кейт Бланшетт, а в «Колесе» — Кейт Уинслетт. Она все еще довольна своей внешностью, но ей уже немного неловко. А тонущий корабль своей жизни она бы не спасла и 20 лет назад.

Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк. Павел Матяж об интеллектуальной мелодраме «Колесо чудес»
Фото: kinopoisk.ru

За 20 лет, которые прошли после премьеры «Титаника», Кейт на самом деле переиграла массу возрастных теток, но такой замученной еще не была

Она замужем за Джеймсом Белуши, который играет тут Хампти, наверное, самого жалкого неудачника за всю карьеру, но для него это одновременно актерская удача и шанс вернуться в большое кино, такой вот парадокс. Ну как «Рестлер» Даррена Аронофски вернул с того света Микки Рурка, а «Доказательство смерти» Тарантино — Курта Рассела. Белуши играет алкоголика в завязке, который работает карусельщиком на Конни-Айленде в 1950-е. Такие персонажи раньше не попадали в объектив к Вуди, но если бы не он, не о чем было бы поговорить, не получилась бы эта театральная метафора про чертово колесо, в котором все мы ходим по кругу и всегда возвращаемся в одну точку, ну и так далее и так далее.

Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк. Павел Матяж об интеллектуальной мелодраме «Колесо чудес»
Фото: kinopoisk.ru

Джеймсу Белуши 63, и количество фильмов в его фильмографии не так давно перевалило за сотню, но зрители все равно помнят только «Красную жару» 1988 года и «К9» 1989-го.

Джинни, которую играет Кейт Уинслетт, его не то чтобы не любит, просто она вся в своем ослепительно-ярком прошлом. Она была юной многообещающей актрисой и могла бы когда-нибудь сыграть в «Титанике». Поэтому ее муж Джим Белуши, ее ребенок от первого несчастного брака, который тут воплощает все то плохое, что может случиться с психикой ребенка после развода родителей, ее работа официантки в так называемом рыбном ресторане, вся эта кошмарная бытовуха — просто еще одна роль, проходная и занудная, только почему-то затянувшаяся на годы, бесконечный дурной сериал, который когда-нибудь все-таки должен закончиться, и тогда она сможет пойти домой.

Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк. Павел Матяж об интеллектуальной мелодраме «Колесо чудес»
Фото: kinopoisk.ru

Семья Хампти и Джинни живет в служебном помещении с огромными окнами под самым колесом обозрения, раньше тут располагалось шоу уродцев.

А над головой без перерыва вращается это чудовищное, видавшее значительно более хорошие годы, колесо и гремят веселые песенки, и только виски помогает ей от головной боли. Ну и вроде бы все, хуже уже быть не может. Но приезжает юная Кэролайн, дочь Хампти от первого брака, которая лет пять назад разбила отцу сердце, когда вышла замуж за итальянского бандита. Но теперь она развелась и приехала, чтобы просить убежища от идущей по пятам коза-ностры в дом отца, и тоже оказывается под этой каруселью.

Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк. Павел Матяж об интеллектуальной мелодраме «Колесо чудес»
Фото: kinopoisk.ru

28-летней Джуно Темпл в последнее время достаются роли проституток почему-то. Но не в этот раз.

Перспектива оказаться в центре мафиозной разборки стала для Джинни последней каплей. Во время очередного ливня она отправилась на пляж, где обязательно утопилась бы, если бы не спасатель Джастин Тимберлейк. Одетый в ретроспективный купальный костюм мускулистый Джастин подрабатывает на пляже, а на самом деле он поэт и начинающий драматург. Он спасает Джинни, а заодно объясняет зрителям искусственность всей этой конструкции, похожей на все старые фильмы Вуди Аллена и пьесы Теннесси Уильямса одновременно. Так это все пошло и нарочито потому, что весь этот сюжет написал сам спасатель Джастин, а эти разведенные усталые бедолаги, которые собрались вместе под чертовым колесом, — герои его пьесы.

Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк. Павел Матяж об интеллектуальной мелодраме «Колесо чудес»
Фото: kinopoisk.ru

Тимберлейк чаще снимался в романтических комедиях или подростковых боевиках, но в последнее время дела у него явно пошли в гору. Сначала эпизод в фильме братьев Коэнов, а теперь вот полноценная роль у самого Вуди Аллена.

Вуди Аллен перестал регулярно сниматься в собственных фильмах уже лет 15 как. Одновременно в его историях все чаще стали появляться молодые драматурги, писатели и художники. Все они — альтер-эго постаревшего маэстро, и спасатель Тимберлейк — один из них. Поэтому, конечно же, все женщины влюбляются в него, их мужья не видят дальше своего носа, рыбалки и бейсбола, а фокус сюжета вдруг перемещается на амбициозного нахала, для которого роман с замужней сорокалетней женщиной — пикантная деталь для будущей биографии знаменитого писателя. Ну, чтоб как у Хемингуэя.

Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк. Павел Матяж об интеллектуальной мелодраме «Колесо чудес»
Фото: kinopoisk.ru

В «Колесе чудес» играет привычный уже тихий джаз, а по стенам развешены постеры старых вестернов и мюзиклов.

Эта старческая вудиалленовская любвеобильность на фоне харрасмент-скандала в Америке была принята в штыки. Нет, вы только посмотрите на него! Его обвиняют бог знает в чем, а он резвится, как ни в чем не бывало: разведенные старлетки, страдающие официантки и прекрасный принц-драматург. «Колесо чудес» получило разгромную критику, довольно низкие сборы и ни одной номинации ни на «Золотой глобус», ни на «Оскар». Ну, может быть, это и не самый выдающийся из фильмов Вуди, но в нем есть как минимум отличная Кейт Уинслетт и возвращение Джеймса Белуши, а великий оператор Витторио Стораро тут просто творит чудеса.

Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк. Павел Матяж об интеллектуальной мелодраме «Колесо чудес»
Фото: kinopoisk.ru

Витторио Стораро по-большей части работал с Бертолуччи, Ардженто и Копполой и только в последние годы присоединился к команде Вуди Аллена.

И с одной стороны, конечно, это круто, что даже в 82 года старик не сдается и продолжает гнуть эту свою линию с ежегодным фильмом, а с другой, очень хорошо и символично то, что свой последний, возможно, фильм Вуди Аллен снимает в своем любимом Нью-Йорке, что его собственное «Колесо чудес», сделав полный круг, остановилось в том же месте, где 40 лет назад к нему пришел успех, слава и поклонницы. На Конни-Айленде.