Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Дом, который построил Трентиньян. Павел Матяж о новом пессимистичном фильме Михаэля Ханеке

27 января 2018, 12:11
Дом, который построил Трентиньян. Павел Матяж о новом пессимистичном фильме Михаэля Ханеке
Фото: Павел Матяж для 66.RU
«Хэппи-энд» — это такое вольное продолжение предыдущего фильма Ханеке «Любовь», которое иллюстрирует распад Европы через распад семьи французских буржуа.

От редакции:

Вообще, здесь должна была быть рецензия на фильм «Смерть Сталина». Но, как известно, все пошло не так.

В 2012-м австрийский артхаусный режиссер Михаэль Ханеке снял фильм «Любовь». Там было про то, как восьмидесятилетний Жан-Луи Трентиньян много лет ухаживал за своей парализованной женой, которую играла Эммануэль Рива, а в финале задушил ее.

Ханеке снимает все реже. «Хэппи-энд» — его 16-й фильм. Последний, может быть?

За ту жуткую историю о том, чем заканчивается долгая счастливая жизнь, Ханеке тогда дали «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. «Любовь» максимально мрачным и пессимистичным образом отвечала на многие семейные вопросы и выглядела вполне завершенным произведением. Даже более чем. Но спустя пять лет Ханеке решил сделать продолжение. Ну или спин-офф, скорее.

Жан-Луи Трентиньян все еще жив. А его дочь Изабель Юппер, у которой в «Любви» было несколько коротеньких эпизодов, здесь номинально в главной роли. Хотя это просто маркетинговые издержки. На самом деле у отца семейства Жоржа, которого играет Трентиньян, у его дочери Анны, которую играет Юппер, у ее брата Тома, в роли которого Маттье Кассовиц, у ее сына Пьера (Франц Роговский) и даже у двенадцатилетней Евы (Фантина Ардуин) примерно одинаковое количество эпизодов, реплик и прочего. Это такая семейная история.

Дом, который построил Трентиньян. Павел Матяж о новом пессимистичном фильме Михаэля Ханеке
Фото: kinopoisk.ru

Большая европейская семья в сборе

Вообще тема насилия, бытового насилия внутри семьи, насилия над детьми и насилия, которое совершают дети, — ключевая у Ханеке. Все его предыдущие фильмы исследуют этот вопрос под разнообразными углами зрения, это такая европейская чернуха про то, какие они все прагматичные и хладнокровные и как они все ненавидят и мучают друг друга. Но «Хэппи-энд» чуть-чуть другой. К обычной отстраненной мизантропии Ханеке добавляется сарказм, так что, наверное, это можно назвать черной комедией. Ну, не такой забавной, как «Смерть Сталина», конечно, хотя тетенькам и дяденькам из минкульта она бы понравилась больше.

Вот они, красавцы.

«Любовь» двух пожилых супругов из 2012-го пустила корни в настоящем и отравила его. С этого начинается фильм, с мотива отравления, пожирающей изнутри заразы. Маленькая девочка отравила хомячка и сняла об этом видео на свой телефон — для Ханеке даже как-то слишком лайтово, но это только начало, ведь она еще маленькая. Следом она выкладывает сцену отравления своей матери.

Дом, который построил Трентиньян. Павел Матяж о новом пессимистичном фильме Михаэля Ханеке
Фото: kinopoisk.ru

Этого чудесного ребенка сыграла Фантина Андуин, с невероятным для 12 лет психологизмом.

После этого три поколения семьи Лоран собираются за круглым столом в приморском Кале, в доме у строительного магната на пенсии, дедушки-Трентиньяна. Подобная идиллия обычно и обозначает хэппи-энд в кино, совсем недавно именно так завершили «Войну и мир» на канале BBC. Но только не у Ханеке. Здесь эту сцену следует понимать в противоположном смысле. Там, где все видят новую надежду и гармонию, мэтр видит деградацию и распад. Что же это значит? Распад большой европейской семьи, скорее всего.

Дом, который построил Трентиньян. Павел Матяж о новом пессимистичном фильме Михаэля Ханеке
Фото: kinopoisk.ru

Да, там еще иногда появляются их слуги, семья марокканцев, но они больше для антуража, только в том смысле, что европейцам между собой бы неплохо разобраться, а потом уж решать вопросы мигрантов.

Вот они все вместе в доме, который построил Трентиньян, но это иллюзия — друг до друга им нет никакого дела. Дедушка после смерти бабушки впал в маразм и теперь мечтает только о самоубийстве. Изабель Юппер, после того, как дедушка впал в маразм, пытается спасти от банкротства семейный бизнес и как раз на днях собирается вступить в брак по расчету с уродливым англичанином, которого играет Тоби Джонс. Ее сын Пьер, который поставил семейный бизнес на грань банкротства, так переживает по этому поводу, что ушел в запой. Еще у них есть брат Маттье Кассовиц, инфантильный сексоголик, который притащил в дом к отцу молодую жену с новорожденным младенцем, но сам уже погружен в новый виртуальный роман с некой виолончелисткой. С ним приехала и юная отравительница, его дочь от первого брака.

Дом, который построил Трентиньян. Павел Матяж о новом пессимистичном фильме Михаэля Ханеке
Фото: kinopoisk.ru

Для Жана-Луи Трентиньяна это 135-й фильм в карьере, но снимается он теперь только у Ханеке.

И пока взрослые заняты своими делами, женоубийца и матереубийца, дедушка и внучка приходят к молчаливому согласию. Старые безумцы еще безумнее молодых. Бедный Трентиньян сможет наконец умереть, а ангелоподобная Ева сможет наконец запостить новый видос.