Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»

20 января 2018, 12:38
Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Мексиканец Гильермо дель Торо снял свой десятый полный метр. На этот раз про любовь уборщицы из секретной военной лаборатории и чудовища из черной лагуны на фоне холодной войны.

Эту рецензию можно читать, а можно смотреть:

Гильермо дель Торо всегда снимал про монстров: про вампиров и мутировавших тараканов, про демонов и призраков, про античных сатиров и гигантских инопланетных чудовищ-кайдзю из будущего. Но помимо ужастиков категории Б и рассказов Лавкрафта, Гильермо всегда называл источником вдохновения «Красавицу и чудовище». Поэтому свой юбилейный десятый полнометражный фильм дель Торо снял на стыке этих двух тем — о любви заколдованной принцессы и твари из черной лагуны.

В нашей стране «Тварь из Черной Лагуны» — ужастик студии Universal 1954 года (у них тогда была серия из «Человека-невидимки, «Человека-волка», «Дракулы», «Франкенштейна», «Мумии» и прочих, которую они пытались безуспешно возродить в последние годы) — мало кто смотрел. Но в США все это почитается как старая классика, дель Торо вырос на этих фильмах, и «жаброчеловека» он даже уже использовал в фильмах про Хеллбоя. Но тогда это была все-таки экранизация комиксов Майка Миньолы. А «Форма воды» — фильм полностью авторский. Гильермо дель Торо — режиссер, продюсер и автор сценария.

Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»
Фото: kinopoisk.ru

Поэтому в том, что монстр никакой больше не монстр, а жертва, нет ничего удивительного. Дель Торо относится к своим созданиям с нежностью, и его вампиры, демоны и привидения, как правило, персонажи положительные. Да и вообще, это можно назвать голливудской традицией еще со времен первого «Кинг-Конга» 1933 года — чудовища на самом деле хорошие, они олицетворяют силы природы, а настоящие монстры — это люди, которые из-за денег готовы на все. Но кое в чем «Форма воды» действительно уникальна.

Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»
Фото: kinopoisk.ru

Тема взаимоотношений красавицы и чудовища, которая была одной из главных и в «Кинг-Конге», и в «Твари из Черной Лагуны», выведена дель Торо на новый уровень. Не то чтобы раньше об этом никто не задумывался, намеков на это было предостаточно, но только у Гильермо хватило храбрости разобрать этот момент буквально. Ну то есть для того чтобы у красавицы случился секс с чудовищем, раньше нужно было, чтобы чудовище предварительно обернулось прекрасным принцем — Венсаном Касселем или Александром Абдуловым. Ну или, в крайнем случае, как в «Шреке», чтобы красавица стала чудовищем. Гильермо дель Торо все это не нужно, да здравствует межвидовой секс, только хардкор.

Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»
Фото: kinopoisk.ru

Заколдованная принцесса (Салли Хокинс, «Мечта Кассандры», «Жасмин») в этот раз заколдована серьезнее обычного — ее отправили в США времен холодной войны, работать уборщицей в сверхсекретной правительственной лаборатории и еще лишили голоса, как Ариэль из «Русалочки». Если это и сказка, то сказка очень современная в смысле широты взглядов. Чтобы сразу дать зрителям это понять, Гильермо дель Торо в первые три минуты показывает, как главная героиня мастурбирует в ванной. Строго по секундомеру, между приготовлением завтрака и выходом на работу. Современная заколдованная принцесса ждет не просто абстрактного прекрасного принца, ей нужен сексуальный партнер, очень конкретный. И американские военные привозят к ней на работу в лабораторию ихтиандра, которого они выловили из Амазонки, потому что он мешал там варварской нефтедобыче и был объектом поклонения местных племен. Это судьба, решает она, — намечается служебный роман.

Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»
Фото: kinopoisk.ru

Но дело происходит в 1962-м, идет холодная война, «коммунисты в космосе», сверхсекретную лабораторию наводнили русские агенты. Американцы не могут обнаружить шпионов, а попытки исследовать человекообразное земноводное проваливаются одна за другой, поэтому они решают уничтожить монстра, лишь бы он не достался Советам, да и вообще непонятно, как эта тварь может им помочь победить коммунизм.

Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»
Фото: kinopoisk.ru

На защиту природы, помимо немой уборщицы, встает ее сосед — безработный художник и скрытый гей (Ричард Дженкинс, «После прочтения сжечь»), ее афроамериканская коллега-уборщица (Октавия Спенсер, «Семь жизней») и русский шпион-еврей (Майкл Стулбарг, «Серьезный человек»). Против них начальник местной охраны (Майкл Шеннон, «Бойцовский клуб», «Человек из стали»), примерный семьянин и набожный христианин и одновременно садист, расист, шовинист и психопат.

Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»
Фото: kinopoisk.ru

Такие перевертыши для Гильермо дель Торо — обычное дело. Наряжая зло в одежды благопристойности и отправляя на борьбу с ним всех униженных и оскорбленных, режиссер вновь формулирует свое гуманистическое послание глобальной толерантности, это у него сквозная тема со времен «Хеллбоя».

Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»
Фото: kinopoisk.ru

Но в «Форме воды» ему удалось найти такие выразительные средства, может быть, тут помогли бесконечные отсылки к старой классике, разбросанные по всему фильму, или тонкая операторская работа Дана Лаустсена, или, может быть, потому, что, как говорил Брюс Ли: «вода самая сильная стихия, потому что не имеет формы, а принимает форму сосуда», а может, все это вместе, но только «Вода» пробила стену — Гильермо дель Торо, который тридцать лет работал в «низком жанре», снимая странноватые ужастики, получил «Золотой глобус» как лучший режиссер, «Золотого льва» в Венеции, и ему на полном серьезе прочат несколько номинаций на «Оскар».

Да здравствует межвидовой секс! Павел Матяж о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды»
Фото: kinopoisk.ru

И это, конечно, замечательно. Немногочисленные фанаты дель Торо уже давно ждут экранизации «Пиноккио» в Италии времен Муссолини и, конечно, Лавкрафта — это вообще отдельная тема: Гильермо обещает снять «Хребты безумия» уже миллион лет, никто их толком так ни разу не экранизировал, а лучше дель Торо это никто не сделает. Так что вручите ему скорее «Оскара» и миллионы долларов кассовых сборов и дайте человеку работать.