Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Мюзикл про цирк уродов». Павел Матяж — о фильме-мечте Хью Джекмана «Величайший шоумен»

5 января 2018, 13:18
«Мюзикл про цирк уродов». Павел Матяж — о фильме-мечте Хью Джекмана «Величайший шоумен»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Актер и продюсер Хью Джекман много лет мечтал и наконец сыграл главную роль в музыкальном фильме по биографии известного американского шоумена и антрепренера XIX века Финеаса Тэйлора Барнума.

Прошлый год для многих начался с «Ла-Ла Ленда». Фильм молодого Демьена Шазелла собрал массу фестивальных наград и так солидно заработал, что критики заговорили о возрождении жанра киномюзикла. Хотя, конечно, мюзикл как жанр никогда не умирал, все эти «Мулен Ружи», «Мамма Мии!» или «Чикаго» — истории довольно недавние, и все они собирали необходимую кассу, имели резонанс и так далее. Но все-таки можно сказать, что именно шумный успех «Ла- Ла Ленда» дал понять Хью Джекману, что время пришло.

Австралийский актер и продюсер Хью Джекман известен в основном благодаря тому, что уже 18 лет играет Росомаху из людей Х, но оказывается, все эти годы он вынашивал план фильма по биографии Финеаса Тэйлора Барнума, знаменитого в Америке шоумена середины XIX века. Сам Барнум при жизни написал несколько автобиографий и три книги (их, наверное, можно причислить к бизнес-литературе). Хью изучил их все, а после съемок в «Отверженных» определился и с жанром. Тут все сошлось, как говорится, — и многолетняя работа над супермутантской франшизой, и любовь к пению. Мюзикл про цирк уродов — вот как выглядит реализованная мечта Хью Джекмана!

Фото: kinopoisk.ru

В 1841 году Барнум купил «Американский музей Скуддера» на пересечении Бродвея и Энн-стрит, там он впоследствии и открыл свой первый цирк

В режиссеры Джекман пригласил своего земляка, клипмейкера и мастера спецэффектов Майкла Грейси, песни написали Бендж Пейсек и Джастин Пол, парни, которые работали с Шазеллом над «Ла-Ла Лендом» и получили Оскара за композицию City of stars. В главной роли, понятное дело, снялся сам маэстро Джекман, но себе в компанию он позвал Зака Эфрона, Мишель Уильямс, Ребекку Фергюсон и юную американскую певицу Зендаю.

Фото: kinopoisk.ru

Зендая сыграла тут цирковую акробатку, без каких-либо увечий или мутаций

Кроме шуток, Финеас Барнум и правда прожил захватывающую жизнь. Он множество раз разорялся и даже сидел в тюрьме, его бизнес-проекты проваливались, его дома и цирки горели, его партнеры и актеры умирали, но на всем этом, даже на смерти, Барнум умудрялся заработать. Он сколотил капитал на том, что одним из первых в Америке открыл цирк уродцев и демонстрировал толпе бородатую женщину, сиамских близнецов, человека-собаку и так далее, но называл он это «Величайшим шоу на Земле» и умудрился так продвинуть свое шоу, что чуть ли не целый год выступал с ним в Лондоне перед английской королевой и придворными, а впоследствии организовал американские гастроли шведской оперной дивы, стал сенатором и даже мэром города. Его называют крупнейшей фигурой в американском шоу-бизнесе, его имя стало нарицательным, в психологии даже есть такой термин «эффект Барнума», а рекламисты и маркетологи до сих пор используют методы, когда-то придуманные им. «Каждую минуту рождается лох» (There' s a sucker born every minute) — таков был его девиз.

Фото: kinopoisk.ru

На самом деле Джекман не фокусируется на всех этих увечьях и инвалидностях, главное тут — это красивые костюмы

Но в фильме об этом ни слова. Вообще сложно представить более слащавую и напыщенную интерпретацию этой полной мрачного драматизма истории. Да, собственно, и драматизма-то никакого там не оставили, будущий величайший шоумен довольно бодро идет к успеху по пути наименьшего сопротивления, и единственное, из-за чего он сам переживает, так это из-за своего недостаточно респектабельного социального статуса. Хотя, наверное, самому великому мистификатору такая тема бы понравилась: эксплуатация инвалидов с одной стороны и игра на самых низменных чувствах обывателей с другой преподносятся как акт высшего гуманизма. Он же собрал со всех подворотен всех отверженных и оскорбленных, от которых даже собственные матери отказались, и поверил в них, дал им работу и семью. Это же надо придумать такое!

Фото: kinopoisk.ru

Для фильма с возрастным рейтингом 12+ герои удивительно много времени пьют виски и пиво в барах

А еще они все поют. Поет сам Финеас Тэйлор Барнум, поют его жена и дети, поют его сотрудники — арлекины и пираты, силачи и акробаты, больше всех поет, конечно, бородатая женщина. Каждые пять минут начинается новая песня, среди них есть действительно выдающиеся, тут без вопросов, и от этого абсурдность сценария не так бросается в глаза. Вы послушайте лучше, как прекрасно поют ребята.

Фото: kinopoisk.ru

Поют они не только в своем цирке, вот, например, ночной музыкальный номер на крыше с танцующими простынями

Ну понятно, это все мюзикл, им положено петь, но ведь это не значит, что в фильме вообще не нужен никакой конфликт. В «Мулен Руж» главная героиня весь фильм умирала на глазах у зрителей, в «Чикаго» вообще все персонажи — осужденные преступницы, и там у них черт-те что происходит в этой тюрьме, «Ла-Ла Ленд» полон отчаяния и пессимизма, даже в «Мамме Мие» есть некая интрига, ну и вообще ностальгия же, молодость утрачена, мы все умрем.

Фото: kinopoisk.ru

Такой прозрачный намек на Сirque du Soleil, хотя это смешно сравнивать, конечно

А «Величайший шоумен» вообще непонятно про что, злодеи там — некие безымянные одураченные зрители, хотя непонятно, чем конкретно они недовольны, и еще критик, все злодейство которого заключается в том, что он пишет про цирк Барнума гадости в своей собственной газете. Кроме них вообще никто не мешает красавцу Хью Джекману отплясывать в своем цилиндре, распевать песенки, зашибать бабки и реализовывать мечту. Народ все равно идет валом. There' s a sucker born every minute.

Фото: kinopoisk.ru

Афиша цирка Барнума. Когда умер знаменитый слон Джамбо, предприимчивый шоумен какое-то время выставлял его скелет. Мертвецы должны работать.

Поэтому как-то неловко писать про такое кино гадости, ну человек же вынашивал, мечтал, и теперь вот реализовывается. Да и зрители в целом не против, костюмы, танцы, песни все эти, Зендая летает под куполом цирка с Заком Эфроном — красотища. Если о чем-то и можно сожалеть, так это о том, что биографию Барнума не мечтал экранизировать Тим Бертон, например. Тогда это было бы совсем другое кино.