Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»

4 ноября 2017, 17:43
Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Павел Матяж посетил третий фильм о «Торе», который усилиями новозеландского стендап-комика и режиссера Тайку Вайтити превратился в абсурдистскую комедию, и неожиданно обнаружил в нем подтекст о межгалактическом холокосте и искуплении грехов отцов.

Ухищрениям российских прокатчиков затащить зрителя на наше кино можно посвятить отдельную колонку. На этой неделе они устроили многострадальной «Матильде» и трешевому «Последнему богатырю» еще один первый уик-энд. Для этого нужно было заблокировать прокат новинок, и тогда у зрителей не останется выбора. Вот нового «Тора» и придержали. Его начнут показывать, когда школьные каникулы закончатся, — с понедельника. А пока дети не в школе, «Рагнарёк» разрешен только на одной площадке. Ну, по крайней мере, в Екатеринбурге так.

Тем, у кого нет времени читать, мы сделали кинорецензию. В ней всё коротко, ясно и по делу.

Не знаю, насколько этот наглый протекционизм помог российскому кино, но «Синема-парк» в ТРЦ «Алатырь» в этот уик-энд неожиданно стал монополистом и сорвал джек-пот — в кассах настоящий ажиотаж, билет на «Тора» невозможно достать, несмотря на то, что крутят его только в I-MAX, по 580 руб. за билет. Вообще, то, что творилось вчера и позавчера вечером в «Синема-парке», нужно показывать всем тем, кто говорит, что кинотеатры пора закрывать и в будущем будут одни только сериалы.


Так что же там такое случилось, из-за чего эти несколько тысяч человек сражались за билеты? Начинается все с цитаты из «Пиратов Карибского моря», когда закованный в цепи и сидящий в клетке Тор беседует со скелетом: «За что сидишь, брат?». Дальше кусок из «Властелина колец», причем сразу в переводе Гоблина — под Immigrant Song Led Zeppelin бог грома сначала разбрасывает своим молотом пару сотен каких-то местных орков, а потом здоровенного огненного балрога, который на самом деле никакой не балрог (хоть и выглядит точно так же), а огненный демон Суртур, и по преданию именно он должен устроить тут всем Рагнарёк.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

По части графики Рагнарёк определенно удался. Эпично, прямо вот от души.

Вообще Рагнарёк — мой любимый апокалипсис, с самого раннего детства. Эпическое сражение в Валгалле, бог ужаса громадный волк Фенрир, все эти Одины и Торы в едином порыве — красота, да и только. Ну и, само собой, глобальная гибель всего сущего в финале. Только он тоже уже прошел, еще в 2014-м. Скандинавские скальды обломались так же, как шаманы из племени майя за два года до этого.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

Вот, например, полет валькирий. Тот самый. Фантастика же!

Побежденный демон Суртур, как и многие другие действующие герои фильма, твердит, что Рагнарёк неизбежен, он произойдет в любом случае, как бы Тор ни геройствовал. Но тот, видимо, слишком долго пробыл среди людей, и теперь асгардский фатализм не для него. Он отправляется в Валгаллу объявить о своей победе, а там захватил власть Локи, который переоделся в папу — Энтони Хопкинса, а самого старика сдал в дом престарелых и теперь развлекается театральными постановками. С Сэмом Нилом и Мэттом Деймоном в главных ролях. В общем-то, и до этого всё происходящее было слишком задорно для привычного шекспировски патетичного Тора. Но Мэтт Деймон в черном кудрявом парике и тоге? Джентльмены, сдается мне, перед нами комедия!

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

Там у них на одной антиутопической планете всех стрижет какой-то старый фрик-парикмахер. Поэтому все мальчики-супергерои как-то под одну гребенку.

Студийные боссы из Marvel вдохновились успехом Джеймса Ганна — две части «Стражей галактики» под его руководством собрали в прокате полтора миллиарда — и пригласили новозеландского стендап-комика и режиссера абсурдистских комедий Тайку Вайтити. Тот не подкачал и превратил античную трагедию, которую ломали Крис Хэмсворт с Натали Портман в двух предыдущих «Торах», в набор зубодробительных анекдотов о похождениях бога грома.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

Новый яркий и тоже комедийный персонаж — последняя валькирия, которая подрабатывает охотой за головами и злоупотребляет спиртным.

Это неожиданно и круто. Линия Тора была, на мой взгляд, самым скучным звеном всего этого «мстительного» аттракциона. Конечно, и в предыдущих историях про бога викингов на Манхеттене были необходимые по студийным стандартам шутки, но до Железного Дауни-младшего всему этому было очень далеко. Юморист из античного героя неважный — ну про что он может шутить? Миллионерско-мизантропский набор из шлюх, бухла и бабок такому не подойдет.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

По ходу дела бог грома вынужден осваивать пилотирование разнообразных космических аппаратов, ну и вообще, приветов «Звездным войнам» тут полным-полно.

Вайтити понимает всё это и поэтому первым делом перемещает Тора с Манхеттена в космос — там у любого бога больше козырей. А во-вторых, ни на секунду не оставляет героя одного, чтобы тот ненароком не впал в античную патетику и не начал произносить шекспировские монологи.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

В этом фильме случилось то, чего хотели, наверное, все зрители младше 16 лет. Халк разучился превращаться обратно в Беннера и весь фильм гоняет в образе чудовища. Но пару раз, когда ну уж очень нужен был собеседник, Марка Руффало все-таки выпустили на экран, правда переодели под Тони Старка.

Поэтому третий Тор — это космический роуд-муви с участием комик-дуэта двух божественных братьев — Тора и Локи — Хэмсворта и Хиддлстона. С Бейкер-стрит, где Бенедикт Камбербетч мучительно разрывается между Шерлоком и Стрэнджем, братья перемещаются в неожиданно малоснежную Норвегию, потом встречаются со старшей сестрой — богиней смерти Хелой, которую играет завернутая в рваный латекс Кейт Бланшетт. Потом оказываются на антиутопической планете-помойке, где загримированный под транссексуала Джефф Гольдблюм устраивает гладиаторские бои с участием Халка. Ну и так далее.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

В трейлере этот поединок был главной заманухой. По-моему, далеко не главный момент в фильме, но драка действительно получилась хорошая.

В те моменты, когда Том Хиддлстон оставляет брата, потому что замышляет очередное предательство, к Тору немедленно прикрепляются вспомогательные персонажи. Халк (здесь он неожиданно стильно подстрижен) разговорчив, а еще его фиолетовые штаны куда-то подевались, и аудиторию ожидают несколько незабываемых секунд. Валькирия-алкоголичка по кличке 142 — ее играет красавица Тесса Томпсон из «Мира Дикого Запада». Еще есть революционеры-гладиаторы, но я позабыл их имена — в общем, группа колоритных инопланетян, одного из которых озвучил режиссер Вайтити, хотя нам тут в России этого всё равно не услышать.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

Хиддлстон, наконец, продемонстрировал всю мощь своего комического таланта. Кто бы мог подумать?

Все эти ребята беспрерывно и искрометно хохмят. Классных шуток не досталось только богине смерти. Вообще, про похороны и могилы есть масса веселых баек, да и в способностях Кейт Бланшетт сыграть комического персонажа никто не сомневается. А она тут как будто доигрывает темную ипостась Галадриель из «Властелина колец». Всё это потому, что режиссеру Вайтити Кейт нужна совсем для другого.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

Для Кейт Бланшетт это, возможно, и не самое захватывающее перевоплощение, но в моем личном рейтинге суперзлодеев добавилось одно имя где-то в верхних строчках.

Сейчас будет непростительный адский спойлер, но без этого мне никак не закончить мысль. Когда богиня смерти Хела захватывает Асгард и садится на трон Одина, она первым делом разрушает потолочные фрески, с которых ангельски улыбаются осиянные нимбами Один, Тор и все-все-все. Под всем этим благолепием обнаруживается второй слой штукатурки, на котором в центре тоже Один, но теперь рядом с ним только Хела, адское пламя, черепа и горы трупов. И никаких нимбов. «А вы думаете, откуда здесь во дворце всё это золото?» — спрашивает она и вываливает на зрителей все скелеты, которые хранились под полом королевских покоев.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

Идрис Эльба тут возглавляет партизанские отряды асгардцев, и мечом ему наконец-то дали помахать всласть.

Вообще-то, Один, помимо всего прочего, — бог войны, и основным его занятием миллионы лет подряд были кровавые завоевания, и только когда живых врагов не осталось, он смог себе позволить стать таким седым, симпатичным и добрым. Как сэр Энтони Хопкинс.

Эмм… Ну тут Вайтити и Хэмсворт развлекаются с дедушкой.

Это есть такая вымышленная вселенная, в которой немцы выиграли Вторую мировую и установили на всей земле фашизм. Началось все, наверное, с Рея Бредберри и его рассказа про эффект бабочки «И грянул гром», но сейчас всё это обросло разнообразными продолжениями и интерпретациями от фильмов вроде «Железного неба» до игр типа Wolfenstein. В этой вселенной легко представить Гитлера, который победил всех врагов, подустал от войны и превратился в мудрого и справедливого правителя, и его верного помощника Геббельса, который не представляет, что может быть по-другому, и хочет продолжать жечь в печах евреев и с кем-нибудь воевать. Найдем уж с кем — было бы желание.

Эпический межгалактический холокост. Павел Матяж о фильме «Тор. Рагнарёк»
Фото: kinopoisk.ru

Ну вот они, собственно, тут все — классные красавцы и герои на защите родного Асгарда — принимают воинственные позы.

Милитаристский фашистский подтекст изначально был заложен в ДНК этой истории про похождения любимого бога викингов и всех его нордических приятелей. Просто никто до Вайтити не решался сказать это вслух, и даже ему понадобилось три часа развлекать зрителей прибаутками и показывать голого Халка, чтобы донести одну простую мысль: Рагнарёк неизбежен, более того, он необходим. По крайней мере, для того, чтобы сжечь навсегда все эти скелеты и избавиться от теней отцов-палачей и убийц. Ну и без них уже как-то жить дальше.