Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Апокалипсис по правилам американской демократии. Павел Матяж о фильме «Геошторм»

20 октября 2017, 18:58
Апокалипсис по правилам американской демократии. Павел Матяж о фильме «Геошторм»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Фильм-катастрофа с Джерардом Батлером использует все голливудские клише по этому поводу, но в этот раз ураган, цунами, извержение вулкана и обледенение происходят одновременно и контролируются с МКС. Впрочем, утверждает Павел Матяж, идти на «Геошторм» в кинотеатр нужно не только за этим. Отдельного внимания заслуживает модель американского мироустройства, описанная в фильме жирными мазками. Там есть и друзья, и случайные попутчики Соединенных Штатов. Но главное — прямым текстом названы враги. И это не злые русские коммунисты.

Фильмы-катастрофы, наверное, самая беспроигрышная тема для продюсеров. Правда, после того как у индейцев майя провалился проект-2012, интерес к теме слегка поугас, и в Голливуде решили сделать паузу, чтобы зритель отдохнул от бесконечного апокалипсиса, который потоком лился с экранов еще пять лет назад.

Они не прогадали. «Геошторм» собирает половину зала, даже в будний день в 9:30 утра. Такое люди готовы смотреть перед, после и вместо работы. Это базовые вещи, зрелища глобальных катаклизмов, извержения вулканов, наводнения, ураганы — всё это крайне увлекательно для максимально широкой аудитории.

Гигантское цунами обычно обрушивается на Нью-Йорк и статую Свободы, но в «Геошторме» под ударом Дубай и Бурдж-Халифа.

А еще людей привлекает предсказуемость — завлечь взрослого человека на какой-то новый неизвестный фильм непросто. Для этого работает голливудская система звезд, зрителей привлекают знакомые имена режиссеров и актеров, ну и трейлеры — тоже важный момент. У «Геошторма» был классный трейлер, во многом благодаря офигенному каверу на Wonderful world Луи Армстронга. Но по большому счету фильмам-катастрофам это не требуется. Тут может играть кто угодно и что угодно — народ всё равно купит билет, потому что наперед знает, что там будет. Такое кино уже лет 20 делают по одним и тем же лекалам, и все довольны — никаких сюрпризов.

Обязательный момент для фильма-катастрофы — ученый из Юго-Восточной Азии, который раньше других догадывается о грядущей катастрофе, бьет тревогу, но ему никто не верит. На этот раз он из Гонконга.

Главный герой современного фильма-катастрофы всегда неудачник: он разведен, уволен, несчастен, его терроризирует бывшая жена и презирают дети. Да, бывают исключения: например, в «Дне независимости» у Уилла Смита вообще не было детей, но разведенная деваха и брошенный ребенок — это непременное условие, тем более что главных героев там было двое и Джефф Голдблюм был там разведен и неудачлив по полной программе. Бегбедер по этому поводу даже книжку написал: в Голливуде хотят, чтобы мы все всегда были в разводе — разведенный больше тратит. Лучше, чтобы каждые три года каждый потребитель разводился и тут же заводил новую семью, снова устраивал свадьбу, покупал новый дом и машину взамен тех, что отсудила бывшая, и так далее и так далее. Разводы стимулируют экономику.

Он начинал с ролей античных царей и героев, потом играл разнообразных супермачо, но теперь в основном снимается в комедиях. А в этом фильме Батлер больше напоминает самого себя из фильма «Проповедник с пулеметом».

Но я отвлекся. Вернемся к брошенным детям. Вернуть их уважение в процессе спасения планеты от глобальной катастрофы было главной мотивацией для Джона Кьюсака из «2012» и для Тома Круза из «Войны миров». В «Геошторме» главным героем назначили Джерарда Батлера. И у него всё как положено: он уволен, разведен, белокурая дочка 13 лет видится с ним пару раз в месяц, а всё остальное время у незадачливого папаши запой. Но вообще-то он гениальный ученый: в свое время он изобрел и построил гигантский гидрометеорологический щит из спутников над всей Землей, и теперь вся погода на планете контролируется с МКС. Но, понятное дело, тупые политики в критический момент уволили Батлера.

Вот и Энди Гарсия дорос до президента. Хотя, конечно, латиноамериканский президент США — это неожиданный поворот.

Тупые политики — это еще одно клише для фильма-катастрофы. Они до последнего не верят в предупреждения главного героя, потому что у них там что-то с избирателями, выборы всегда на носу, и вообще все эти экологи-предсказатели у них у всех в печенках сидят. Здесь за тупых политиков Энди Гарсия и Эд Харрис. Гарсия стал первым президентом США — латиноамериканцем, а Эд Харрис на этот раз генеральный секретарь. Первую половину фильма они соревнуются в предсказуемой тупости, а под конец, как и положено, прозревают и приказывают главному герою спасти человечество.

На МКС снова происходит авария, и многочисленные взрывы в космосе уже никого особенно не возмущают — все привыкли. Ну взрывы, ну в космосе.

Конспирологи давно подозревают голливудских продюсеров в том, что те производят пропаганду и с помощью своих блокбастеров программируют население планеты, транслируя всем нам по меньшей мере привлекательность американского образа жизни, а уж какие там еще у них в рукавах нейролингвистические тузы припрятаны — даже подумать страшно. Такие вот фильмы-катастрофы иллюстрируют эту теорию как нельзя лучше.

Главным союзником США в этом фильме является Германия. А это — первая немецкая женщина-космонавт.

Во времена «Дня независимости» геополитический расклад был таков, что русские были союзниками американцев, также на их стороне против общего врага были Китай, Израиль и Ирак.

В «2012» все переменилось: там с американцами союзничали британцы и отчасти индусы и китайцы, а русские были представлены как комические и в целом отталкивающие персонажи.

В «Геошторме» русских нет. На МКС в составе интернациональной бригады по спасению мира есть все, кроме русских. Главные союзники американцев теперь немцы, неплохие отношения выстроены с мексиканцами, французы традиционно на подозрении, а британцев из друзей вычеркнули — похоже, они оштрафованы за Брексит.

Французский и мексиканский космонавты. Смотрите, француз даже на фото выглядит подозрительно.

А еще в этот раз обозначены и потенциальные противники США, причем открытым текстом. Некие до поры до времени неизвестные террористы берут под контроль космический гидрометеоцентр и начинают устраивать катаклизмы в странах БРИКС: в Бразилии люди замерзают насмерть, в Индии случается ураган, в вечно заснеженной России из-за аномальной жары сгорает собор Василия Блаженного, а еще достается Арабским Эмиратам — небоскреб Бурдж-Халифа атакует гигантское цунами. Американцы наносят превентивные удары по вероятному противнику и одновременно показывают зрителю основное зрелище, дают спецэффекты.

Торнадо в Индии

Хотя в целом какой-то революции в компьютерной графике не произошло со времен «Послезавтра», где сначала было наводнение, а потом все замерзли, или «2012», где сначала изверглись все вулканы, а потом случилось наводнение. Просто здесь решили взять количеством: разнообразные катастрофы тут происходят постоянно и на любой вкус, а под конец, когда градус безумия зашкаливает, на экране появляется главное клише — гигантский тревожно тикающий циферблат обратного отсчета. Через два часа мы все умрем, если не спасет Джерард Батлер.

Чуть не забыл. Первая и потому самая загадочная катастрофа происходит в Афганистане. Похоже, американские военные передумали оттуда уходить.

И за этим скрывается третья причина, по которой фильмы про конец света неизменно популярны, а зрители готовы платить деньги, чтобы наблюдать один и тот же сюжет раз за разом. Это, правда, я не сам придумал, а подслушал у какого-то бизнес-тренера, Гандапаса или Воробьева, или Тарасова, может. Грядущий конец света — это оправдание собственной лени, причина ничего не делать: если нас всех ждет глобальный апокалипсис — нет никакого смысла открывать свой маленький бар, подниматься по карьерной лестнице в корпорации, писать картины и стихи или рожать детей. Мы все умрем, цивилизация исчезнет, а значит, некому будет показывать картины, пить пиво в баре и хвастаться успехами будет не перед кем. Ну и деточек жалко. И так зрителям подсознательно нравится эта глобальная индульгенция, что они готовы смотреть на то, как гибнет мир, снова и снова до бесконечности.

Ну это я больше для смеха, конечно, но надо же как-то объяснить эти переполненные залы.