Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»

7 октября 2017, 13:20
О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Канадский режиссер Дени Вильнёв не разочаровал поклонников научной фантастики и подарил фанатам продолжение «Бегущего по лезвию», заслуживающее культового оригинала Ридли Скотта 35-летней давности.

Когда говорят, что раньше фильмы были покруче или что вот в восьмидесятые-то умели люди снимать, часто имеют в виду именно «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта (1982 г). Студентам киношкол показывают его как эталонный образец кинофантастики, а временами вообще называют главным фильмом XX века. Для Ридли Скотта это была третья полнометражная картина: думал ли он, что снимает лучший научно-фантастический фильм в истории? Тем более что тогда, в 1982-м, его никто не хотел смотреть, в прокате он провалился и обрел свой культовый статус несколько позднее.

В этом нереальном статусе недостижимого шедевра «Бегущий» провел 35 лет. Удивительным образом с годами он смотрелся только лучше, в отличие от «Звездных войн», например, которые в нулевые специально подновляли и осовременивали, потому что на все эти кукольные спецэффекты в XXI веке без смеха могли смотреть только самые преданные фанаты. У «Бегущего» не было этих проблем, может быть поэтому по нему не торопились снимать сиквелы и приквелы. Про «чужих» уже почти десять фильмов сняли, а Blade Runner такой один, великий и самодостаточный, не нуждающийся в каких-то дополнениях, доделках и переосмыслениях, несмотря на открытый финал.

Чего стоят только все эти крышесносящие постеры и арты, которые вдохновили целое поколение дизайнеров и художников во всем мире.

Но несколько лет назад сай-фай-фанаты заволновались: Скотт надумал снять продолжение. Будет сниматься 70-летний Харрисон Форд, и дело будет через 30 лет после конца сюжета первого фильма. Господи, зачем это делать? Кому это нужно? Последние годы вообще с этими сиквелами все как сговорились. Когда-то казалось, что хуже третьего «Терминатора» ничего не может быть, но нет. Четвертая и пятая части оказались такими уродскими, что третья на их фоне даже ничего так стала смотреться. Короче, премьеру все ждали с ужасом. В какой-то момент стало известно, что в команде появились канадцы — Вильнёв и Гослинг, и было непонятно, хорошо это или плохо и что теперь делать с этими канадцами.

О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»
Фото: kinopoisk.ru

Гослинг всегда немногословен и малоэмоционален, так что весь этот знакомый блэйдраннеровский антураж подходит ему как нельзя лучше.

Правда, у Гослинга не было каких-то прямо провалов, в откровенной херне он в последние годы не снимается. «Драйв», «Место под соснами» и «Только Бог простит» — отличные фильмы, да и «Лалаленд», в общем-то, тоже. Про Вильнёва хорошего можно было сказать гораздо меньше, но его «Прибытие» — офигенное.

О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»
Фото: kinopoisk.ru

Многое перенесено из 1982-го буквально покадрово.

Писали, что Вильнёв — большой поклонник оригинального «Бегущего». Ну и что? Да кто не поклонник блэйдраннера — что, теперь пусть каждый снимет по продолжению? Брали бы тогда сразу Нолана: чего мелочиться, бюджет вполне себе голливудский — $185 млн. Очень не хотелось, чтобы менее известный и уверенный в себе Вильнёв изгадил трясущимися руками великий шедевр и наплевал в душу всем фанатам научной фантастики.

О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»
Фото: kinopoisk.ru

В лос-анджелесских сценах Вильнёв старается следовать колориту оригинального фильма, любовно воспроизводит одежду, интерьеры.

Но Дени Вильнёв не подкачал. Переплюнуть оригинал Ридли Скотта невозможно, да я думаю, что канадец и не пытался — почтение к классическому «Бегущему» тут буквально сочится из каждого кадра: он еще более медленный и медитативный, и нуара тут еще больше. Визуально, графически «Бегущий по лезвию — 2049» поразителен и грандиозен: можно, наверное, сравнить его с «Интерстелларом» или «Аватаром», но только тут всё происходит на постапокалиптической Земле, поэтому ближе будет, наверное, последний «Безумный Макс».

О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»
Фото: kinopoisk.ru

Все эти невероятные пейзажи завораживали зрителей еще в трейлере.

Сиквел начинается так же, как должен был начаться оригинал в 1982 г. по замыслу сценариста Хэмптона Фэнчера. Вильнев, конечно же, видел монументальную документалку «Опасные дни: Как создавался «Бегущий по лезвию» (2007). Все экосистемы, которые были не в лучшей форме и во времена Ридли Скотта, окончательно разрушились, почва превратилась в бесплодный солончак, все животные вымерли, а люди занимаются в основном тем, что пытаются каким-то образом синтезировать пищу.

О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»
Фото: kinopoisk.ru

Джаред Лето пополнил свою коллекцию фриков и сыграл здесь киборга, одержимого манией величия и богоборческими амбициями. Он больше других здесь сопоставлен Рудгеру Хауеру.

Впрочем, непосредственно людей, про которых можно с уверенностью сказать, что они из крови и плоти, в фильме не так много. Репликантов на Земле стало намного больше, чем было 35 лет назад, а практика имплантирования им искусственных воспоминаний стала регулярной. Вокруг этого и вертится основная интрига. И если в оригинальном фильме все пытались определить, что делает человека человеком и репликант по концовке Харрисон Форд или нет, то здесь этот вопрос решен.

О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»
Фото: kinopoisk.ru

Среди нескольких женских персонажей можно выделить Робин Райт, играющую тут начальницу полиции, и Сильвию Хукс, которую можно назвать единственным слабым местом фильма. Но зато она тут отвечает за слезы под дождем.

Сумрачный и отрешенный робот-детектив, которого играет Райан Гослинг, по-прежнему ищет сбежавших андроидов, только зона поисков расширилась, и из клаустрофобского постапокалиптического Лос-Анджелеса он всё чаще выбирается в безжизненные равнины. И вот тут Вильнёв и его божественный оператор Роджер Дикинс демонстрируют нам всю свою мощь. Здесь будут и циклопические артхаусные помойки, и гигантские приливные электростанции, и красные радиоактивные пустыни — и всё это в туманах и странной дымке, а сверху на одинокого Гослинга постоянно обрушивается дождь, снег и музыка Ганса Циммера, который в монументальной громоподобности здесь превзошел сам себя.

О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»
Фото: kinopoisk.ru

Дизайн полицейского автомобиля почти не изменился и выглядит, конечно, гораздо эффектнее. Но только понятно же, что он тут нарисован — пусть мастерски и виртуозно, но всё равно это всего лишь копия

Чем больше детектив ищет, тем сильнее всё запутывается и напоминает «Сердце ангела», но углубиться в эту тему, не раскрыв важные детали сюжета, нельзя. Можно сказать только, что к нам это не имеет прямого отношения, репликантам не нужны люди, они не хотят быть на них похожи и не ищут с ними близости, а окружают себя голограммами Фрэнка Синатры, Элвиса, Мерилин и воображаемой жены. Благодаря этому перед нами разворачивается трогательная история любви репликанта и голографической проекции. В этой части фильм Вильнёв приближается к оригинальному тексту Филипа Дика намного ближе, чем фильм Скотта, из которого была исключена семейная тема и весь сопутствующий клубок переживаний и проблем. А Вильнёву удалось обсудить этот момент и в большей степени ответить на вопрос, который задал Дик в названии своей книги.

О чем же все-таки мечтают электроовцы. Павел Матяж о новом «Бегущем по лезвию»
Фото: kinopoisk.ru

То же самое касается и Харрисона Форда. Аналоговый и ламповый, он выглядит в этих идеально-синтезированных интерьерах нелепо и смешно. С одной стороны, он динозавр, конечно, и ему, старику, здесь не место, а с другой — он последний, у кого уж точно есть душа.

Из уважения к режиссеру и его просьбе к кинокритикам не раскрывать в рецензиях детали сюжета, я не расскажу, о чем все-таки мечтают андроиды и их электроовцы, но лично я много лет мечтал увидеть именно такой фильм — величественный и безупречный по сравнению с дилетантскими «Крымами» и «Защитниками», детсадовскими «Звездными войнами», а также всякими «Тачками» и «Форсажами», которыми был наполнен кинопрокат в последнее время. «Бегущий по лезвию — 2049» — определенно лучший фильм этого жестокого 2017 г., настоящий бриллиант в море… не скажу чего.