Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Иллюзионист Сафронов: «Люди приходили к нам с трехлитровыми банками и думали, что мы будем заряжать воду»

4 октября 2017, 09:20
интервью
Иллюзионист Сафронов: «Люди приходили к нам с трехлитровыми банками и думали, что мы будем заряжать воду»
Фото: 66.RU
Один из главных волшебников страны рассказывает, почему уличная магия никогда не будет популярна в России, сколько стоит один иллюзион и как проще всего на него заработать.

В Екатеринбург со своим шоу «Молния» приехали иллюзионисты братья Сафроновы. Илья, Сергей и Андрей известны широкой публике по телепрограмме «Битва экстрасенсов», где они уже десять лет выступают в роли скептиков, проверяющих на честность очередных магов и колдунов. Журналисты 66.RU пообщались с одним из братьев — Сергеем — о том, насколько сложно делать фокусы и нужны ли они вообще людям.

— Начну с вопроса про деньги: на чем вы больше зарабатываете — на собственных шоу или на «Битве экстрасенсов»? Просто согласитесь, что это телевизионное шоу — достаточно неоднозначный проект, но вы год из года числитесь там в составе команды.
— За 18 сезонов «Битвы экстрасенсов» нам не заплатили ни копейки. Но и без этого шоу мы бы тоже не заработали ни копейки. Когда этот проект запустился в 2007 г., про иллюзионный жанр никто не знал. И на своих первых афишах, чтобы привлечь народ, нам приходилось писать: «Битва экстрасенсов — братья Сафроновы — иллюзионное шоу». И люди приходили к нам с трехлитровыми банками с водой, думали, что мы будем ее заряжать. Мы несколько лет приучали людей к иллюзионному жанру и видели, как менялся зритель: от пожилых людей, которые хотели, чтобы мы излечили их болезней, до счастливых семей, которые пришли окунуться в мир сказки, удивиться, насладиться, посмеяться.

Но к «Битве» у меня особое отношение. Это наш ребенок, и мне хочется, чтобы те зрители, которые смотрят проект, четко понимали, к кому они пойдут, если когда-либо решатся обратиться к экстрасенсам.

— Не боитесь ли вы в этом случае, что, когда ТНТ закроет проект, количество зрителей в вашем зале уменьшится в разы?
— Нет, точка невозврата уже пройдена. Мы понимаем, что магия и фокусы интересны людям и они готовы на это ходить.

— Но если это интересно, почему тогда люди не заходят на YouTube, не учатся по роликам и не получают пару трюков себе в карман, чтобы потом работать с этим на свадьбах, корпоративах, юбилеях, а может быть, и делать собственное шоу? Почему, если иллюзии интересны, никто из фокусников не дорастает до вашего уровня и не добирается, как вы, до списка Forbes?
— Потому что люди, вместо того чтобы заняться настоящим делом, сидят и перетирают косточки нам и Копперфильду. У этих неудачников ничего не получится, потому что они не тому время посвящают.

— А как начать зарабатывать, если ты на нулевой точке отсчета?
— Если мы говорим про мир фокусов, то в основном в его ряды вступает исключительно мужское население. И у таких людей, которые не знают, с чего начать, есть два пути. Первый — для тех, кто действительно хочет стать артистом, — начинать с малого и делать все своими руками: собирать шоу по крошкам, тратить на это долгие годы, и не факт, что все в итоге получится. Второй — пойти в гей-ряды и искать себе продюсера. Может быть, тогда вы насосете на первый иллюзион.

— Но в Европе и без гей-рядов процветает микромагия: на улицах города работают волшебники, которые показывают фокусы с исчезающими платочками, монетками, телефонами. А на улицах Екатеринбурга, Москвы и Питера этого нет. Почему? У нас на этом нельзя заработать?
— Все дело в русском менталитете. Когда люди прогуливаются, а на улице показывают фокус, им нужно остановиться и потратить на это пять минут своего времени. Не все на это готовы, тем более — если человек не просто гуляет, а спешит на работу или в метро. Поймать человека, показать ему фокус, заинтересовать дать тебе денег, которые бы тебя удовлетворили и на которые ты бы смог прокормить семью, а в идеале — еще и что-то отложить на иллюзионный аппарат — это практически нереально. Поэтому в нашей стране фокусники воспринимаются исключительно как попрошайки.

Но я никогда не соглашусь с тем, что фокусы — это неинтересно. В России этот жанр год от года набирает обороты, и вы можете убедиться в этом, посмотрев, что на наших выступлениях всегда полные залы. И зритель, несмотря на век высоких технологий, до сих пор удивляется.

Иллюзионист Сафронов: «Люди приходили к нам с трехлитровыми банками и думали, что мы будем заряжать воду»
Фото: 66.RU

Да, конечно, когда я говорил про полные залы, вы подумали, что приходят на любого более-менее популярного артиста. Это так, но любой артист любим только первые 15 минут, а дальше нужно удивлять. Если ты не удивляешь — любовь исчезает, поэтому сейчас все пытаются выделиться костюмами, яркостью, эпатажностью, фриковством — всем подряд.

Иллюзионный жанр не отличается от любого другого, но за счет того, что наше шоу создает сама магия и иллюзион, нам немного проще. Хотя за нами, как и за Киркоровым, Леонтьевым, Лазаревым, Биланом, следом ездит огромное количество оборудования, людей из балета, техников.

— Вы говорили про фриковство. А есть такие фокусы, которые вы никогда не позволите себе сделать по каким-то морально-этическим соображениям? Или границ нет, и когда вы начнете терять аудиторию, вы тоже будете брать зал фриковством?
— Я никогда не позволю ни себе, ни братьям делать какие-то пошлые номера, которые переходили бы грань семейных ценностей, традиций. Мне кажется, сегодня мы достаточно много видим грязи, мусора, мракобесия по телевизору и в интернете. Каждый раз, когда я веду шоу, я ставлю себя на место зрителя. Я представляю, что я на его месте со своей дочкой Алиной и сыном Вовой. И я понимаю, что бы мне и моим детям понравилось, а что нет.

— Возвращаясь к вашему предложению о том, как заработать на иллюзион. Сколько тогда стоит шоу в общем?
— Я не могу назвать вам цифру, потому что не бывает такого, чтобы артист взял и сразу же 40 млн вложил в шоу. Нет, это потихоньку накапливается. Заработал миллион — купил материал, нарисовал чертежи, пришел в мастерскую, начал все это собирать. В результате заработанный миллион уходит на новый иллюзион или его часть. А добавьте к иллюзиону костюмы, свет, музыку, видеоконтент, оплату работы техников — и получите баснословные цифры.

— Сколько времени готовится шоу? В прошлом году вы приезжали с одной программой, сегодня — с другой. По логике получается, что это шоу вы начали готовить еще в молодости…
— Мы не делаем новое шоу каждый год или каждые десять лет. Когда мы делаем новый иллюзион, мы убираем из шоу надоевший старый. То есть в каждом городе люди видят новый иллюзион, но не видят того шоу, которое видел предыдущий город. Таким образом, за год происходит обновление шоу на 50%.

Раньше мы покупали классические фокусы, потому что это доступно. Но мы пару раз сильно обожглись с этими покупками, потому что все в них работало не так, как продавцы презентовали это в демоверсии. Поэтому очень быстро мы сами стали делать иллюзионы. То есть мы создаем их по классическим чертежам, но уже модернизируя и подстраивая под себя. Потому что только так мы можем знать, как он дышит, где у него ранка, где его подлечить и как он в итоге сработает.