Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Книга закончена, фильм начинается: что нужно знать о двух последних премьерах от Виктора Пелевина

27 сентября 2017, 17:34
Пятнадцатый роман Виктора Пелевина «iPhuck 10» вышел в печать 26 сентября в издательстве «Эксмо». Одновременно с публикацией новой книги режиссер Виктор Гинзбург начал съемки фильма «Empire V», основой сюжета которого стал одноименный роман Пелевина. Рассказываем, почему «iPhuck 10» нужно читать, а «Empire V» — смотреть.

Во вторник, 26 сентября, в «Эксмо» вышел роман Виктора Пелевина «iPhuck 10». Последние несколько лет новые книги писатель публикует ежегодно: в 2013-м появился «Бэтман Аполло», на следующий год — «Любовь к трем цукербринам», в 2015-м опубликован «Смотритель», следом — «Лампа Мафусаила». (Такая частота привела журналистов к мысли о кабальном договоре Виктора Пелевина с издательством «Эксмо». В интервью «СМИ» редактор Пелевина Ольга Аминова опровергла эти слухи.)

Из аннотации нового романа следует, что его главный герой Порфирий Петрович — это литературно-полицейский алгоритм. «Он расследует преступления и одновременно пишет об этом детективные романы, зарабатывая средства для Полицейского Управления». Его берет в аренду Маруха Чо — «искусствовед с большими деньгами и баба с яйцами по официальному гендеру», которая специализируется на искусстве первой чертверти XXI века. Порфирий помогает ей анализировать рынок. «iPhuck 10» — самый дорогой любовный гаджет на рынке и одновременно самый знаменитый из 244 детективов Порфирия Петровича», — поясняют читателю.

Новую книгу выложили на прилавки вчера, и несколько литературных критиков уже прокомментировали роман. Так, Галина Юзефович на «СМИ» назвала «iPhuck 10» лучшим романом Виктора Пелевина за последние десять лет.

«iPhuck 10» — это в первую очередь роман идей, аскетичный и жесткий, не предполагающий ни излишнего острословия, ни недомолвок. […] В тот момент, когда читателю уже кажется, что он все понял и способен самостоятельно домыслить финал, пелевинский текст взмывает куда-то ввысь — из сухого, схематичного и четкого внезапно становится невыразимо живым, влажным и трогательным. Сложная и изысканная игра мысли не сворачивается, но, подобно высокотехнологичной декорации, отъезжает в сторону, обнажая хрупкость героев в монструозном мире, который они сами сконструировали и жертвами которого обречены стать. Этот пронзительный финальный аккорд, этот трагический гимн невозможной и обреченной любви человека и не-человека заставляет вспомнить самый нежный и щемящий роман Виктора Пелевина — «Священную книгу оборотня» (кстати, присутствующий в «iPhuck 10» в виде аллюзии или, как выражается сам автор, «пасхалки»)», — пишет критик.

Мнение Галины Юзефович разделяет ее коллега Наталья Кочеткова. «После книг, которые экспертному сообществу могут казаться не очень сильными по сравнению с какими-то другими, абсолютно блистательными, не побоюсь этого слова, гениальными романами Виктора Пелевина, может оказаться, что вот эта лаборатория, в которой автор пробовал какие-то новые инструменты и разрабатывал какие-то новые мышцы, в результате приведет к появлению еще одного абсолютно эпохального романа Виктора Пелевина. Важно, что Виктор Пелевин меняется, и наблюдать за тем, как он меняется, чрезвычайно интересно», — цитирует ее Business FM.

Виктора Пелевина уже успели обвинить и в том, что он гонится за модой, и в том, что он за ней не следит. Редактор раздела «Мозг» в издании «Афиша Daily» Игорь Кириенков пишет: «Добавлю, что по прочтении удивился, насколько в действительности автор чувствует общеевропейский тренд. Триумфатором «Канн-2017» — а значит, с известными оговорками, главным авторским фильмом года в мире — стал «Квадрат» Рубена Эстлунда, сатиризирующий современное искусство. Чем-то подобным в «iPhuck 10» занимается и Пелевин, на этот раз мастерски имитируя кураторский волапюк и осмеивая классические и выдуманные перформансы. Не думаю, что на писателя как-то повлияла эта картина — его знакомство с поп-культурой вообще происходит с запозданием (видимо, в южнокорейские монастыри пока так и не провели вай-фай), — но параллель, на мой вкус, очень показательная».

Книга доступна в интернет-магазинах (например, «Лабиринт» и «Озон») и в книжных. А на трекерах, доступ к которым по решению Роскомнадзора на территории России запрещен, лежит аудиокнига. Кстати, слушателей и читателей заранее предупреждают о нецензурной лексике в романе.

Рейтинг 18+, скорее всего, присвоят и фильму Empire V, съемки которого начнутся в октябре 2017 г. Основой сценария стал одноименный роман Виктора Пелевина. Главный герой фильма — грузчик Рома Шторкин становится вампиром после укуса Брамы. Рома становится Рамой и получает «язык» — сущность, с помощью которой вампир может читать мысли человека или собрата, попробовав его кровь.

«После трех лет активной работы в моих руках — идеальный сценарий, художественный проект и все необходимые составляющие для запуска этой захватывающей драме о расе сверхлюдей, правящих человечеством через культ красоты, денег и крови. О современном мире и Москве. В центре этой русской «Матрицы» — драма человека-вампира, который борется с вампирами и людьми в своей душе, на своей родине и со своей девушкой», — написал режиссер фильма Виктор Гинзбург (он экранизировал «Generation П»).

На реализацию идеи команда собрала 7,9 млн руб. с помощью краудфандинговой платформы. Деньги пожертвовали больше 600 человек.

Проект поддержал и сам Виктор Пелевин — в письме режиссеру он написал, что ему «интересно увидеть, как это было на самом деле».