Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Гоголь в «Сонной лощине». Павел Матяж о готичном импортозамещении от Александра Цекало

2 сентября 2017, 09:00
Колонка
Гоголь в «Сонной лощине». Павел Матяж о готичном импортозамещении от Александра Цекало
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Продюсер и автор идеи фильма «Гоголь. Начало» Александр Цекало пытается создать русскую готическую традицию из ранних гоголевских рассказов, расчлененки и большого количества голых баб.

В начале нулевых актер Александр Цекало работал вместе с Евгением Гришковцом над спектаклем «По По» по творчеству Аллана Эдгара По. Там всё было довольно круто, и те немногие, кто осмеливался это критиковать, говорили о слишком уж вольном отношении Гришковца и Цекало к первоисточнику. Это были, скорее, такие воспоминания, детские впечатления, образы, на основе которых два взрослых уже человека пытались придумать и рассказать зрителю новые страшные сказки.

Продюсер Александр Цекало построил по этому же принципу свою работу над проектом «Гоголь» для телеканала ТВ-3. Серия фильмов (сначала будет 4 полнометражных кинофильма, а следом запустят телесериал) не экранизирует конкретные произведения, это некая фантазия по поводу Гоголя, который оказался в созданном им мире, внутри своего текста; микс из разных гоголевских рассказов и повестей, фактов его биографии, но не только.

Гоголь среди своих литературных героев.

Гришковец аскетичен в сценографии для своих спектаклей, поэтому ничего сдирать у Голливуда ему никогда не требовалось. Но для киноэкранизации «Гоголя» Александру Цекало без этого было не обойтись. Поэтому первые две серии сериала, которые были смонтированы для кинопроката под названием «Гоголь. Начало», — это не только сборник гоголевских рассказов, но и причудливо переплетенные впечатления Александра Цекало от разнообразной культпродукции последних десятилетий.

Назгула взяли напрокат у Питера Джексона, только рога ему почему-то приклеили к спине, поэтому по силуэту он еще и «чужого» напоминает немного.

Начинается все с невинного заимствования из акунинского «Азазеля», когда юный, но подающий надежды сотрудник столичной полиции Николай Гоголь (Александр Петров) встречается с блестящим и многоопытным детективом Яковом Петровичем Гуро (Олег Меньшиков). Вместе они отправляются в глухомань расследовать серию таинственных убийств.

Наставник Александра Петрова в театре имени Ермоловой Олег Меньшиков направляет ученика и здесь.

А дальше начинается «Сонная лощина». Цекало копирует у Бертона не только общий колорит изображения, мрачные туманы и жутковатый готический антураж, но и сюжетные повороты, а также всякие мелкие частности, прически и костюмы. Окрестности села Диканька терроризирует всадник на черном коне с огромным мечом. Черному всаднику помогают местные ведьмы и коррумпированные чиновники. Деревенские жители в ужасе и считают его посланником потусторонних сил. Прибывшие столичные детективы смеются над темным народом и устраивают эксгумацию трупа. Пока эксцентрично разодетый Меньшиков разрезает тело мертвой женщины, юный Гоголь бледнеет, строит джоннидепповские рожи и хлопается в обморок, во время которого его посещают галлюцинации, разъясняющие в подробностях все обстоятельства убийств.

Точно так же, как у Бертона, местные чиновники настроены враждебно. Только тут они делают это автоматически, по сценарию у них нет на это особых причин.

Ну и так далее, по поводу различий и совпадений с фильмом Бертона можно спорить, все-таки «Гоголь. Начало» — экранизация бессмертных творений, оригинальность которых ни у кого не вызывает сомнений. Там есть село Диканька, персонажи с именами гоголевских персонажей, там даже Пушкин есть, его играет Павел Деревянко...

Для борьбы со злом Гоголь собирает колоритную команду: вечно пьяного доктора и кузнеца Вакулу. Видимо, они все будут демонстрировать слаженную работу в следующих сериях, которые теперь будут запускать в прокат каждый месяц, и так до Нового года.

Но вот все остальное, спецэффекты и графика… Неловко как-то в очередной раз об этом. В общем, со времен «Вия» 2014-го или «Мастера и Маргариты» 2011-го ничего принципиально не изменилось. До «Сонной лощины» по-прежнему как до Луны. А ведь это всё собираются показывать в 2018-м, в прайм-тайм, когда по другим каналам идут «Игра престолов» и «Шерлок». Не очень понятно, как такое проходит, но для формата первого мистического телеканала ТВ-3 это, видимо, то, что и требовалось. Жаль только, что Гоголь в результате снова экранизирован как безумный треш-хоррор категории «Б».

Еще у Николая Васильевича есть волшебная помощница — красотка-утопленница Оксана, которая время от времени является ему в эротических видениях (еле уловимая цитата из «Адвоката дьявола») и устраивает сцены ревности насчет другой красавицы.

С другой стороны, нельзя не восхититься бесшабашной лихостью Александра Цекало, с которой он пытается создать на гоголевском материале нашу собственную российскую готическую кинотрадицию. Громоздит расчлененные тела и голых девушек, но спотыкается об отсталую техническую базу и недостаток ресурсов. Благо для съемок сверхкрупным планом голой девичьей попы никакие спецэффекты не нужны.

А вот и красотка-соперница Лиза, жена польского аристократа. В киноверсии «16+» и последующих телефильмах этой сцены не будет. Наслаждайтесь.

Ситуация с «Гоголем» напоминает недавнюю историю с прокатом «Бабушки легкого поведения». Все летние американские блокбастеры закончились, и конкурировать «Гоголю» пришлось с фантастическим фильмом «Тайна семи сестер», раскруткой которого в России вообще, похоже, никто не занимался, в кинотеатрах не показывали трейлеры, и даже постеров как не было, так и нет. А ролик про Гоголя, который заставляет бородатого гопника выключить свой телефон в кинотеатре, крутят уже год, наверное, перед всеми фильмами.

Прагматичная советская стратегия принесла успех «Бабушке», значит, и у «Гоголя» шансы есть. Победить в такой конкуренции возможно. А если пойти дальше и под каким-нибудь геополитическим предлогом в рамках ответных санкций прокат голливудской продукции в наших кинотеатрах запретить вообще… На такую возможность намекает и череда унылых российских трейлеров, которые показывают перед просмотром «Гоголя». Импортозамещение на марше.

А вот и готичная черная карета из «Сонной лощины». Вполне органично смотрится в Белоруссии, где Цекало организовал натурные съемки.

Так, глядишь, и сбудется мечта Николая Коляды. И лишенный возможности выбирать российский зритель по полной программе насладится наконец работой наших кинематографистов. Уже на подходе «Легенда о Коловрате», «Любовь в городе ангелов», «Днюха!», ну и, конечно, патриотические шедевры «Крым» и «Зомбоящик». Придется смотреть — а куда деваться?