Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Пятый элемент» нервно курит: Павел Матяж — о новом фильме Люка Бессона

11 августа 2017, 20:45
«Пятый элемент» нервно курит: Павел Матяж — о новом фильме Люка Бессона
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Главный французский режиссер современности создал свой opus magnum — космическую оперу по мотивам культового научно-фантастического французского комикса «Валериан и Лорелин».

Люк Бессон однозначно самый звездный из ныне живущих французских режиссеров. Он автор таких культовых фильмов, как «Голубая бездна», «Подземка», «Никита», «Леон», «Жанна д`Арк», «Пятый элемент». Но это далеко не все. Такое ощущение, что за большей частью того, что в последние 20 лет делается во французском кино, так или иначе стоит Бессон. Он продюсировал «Такси» и «Багровые реки», «Васаби» и «Ямакаси», «13-й район» и «Фанфан-тюльпан». Он написал сценарий для «Револьвера» Гая Ричи, давал бабки Томми Ли Джонсу на «Три могилы». «Перевозчик», «Хитмен», «Заложница» и даже «Бандитки» с Сальмой Хайек и Пенелопой Крус – проекты Люка Бессона. За последние 30 лет он сделал в общей сложности больше ста картин!


Достижений и подвигов хоть отбавляй. Чего еще может желать мастер такого уровня на пороге своего шестидесятилетия, мы можем только гадать. Но судя по размаху, с которым был задуман и реализован «Валериан и город тысячи планет», Бессону недоставало своего собственного opus magnum – масштабного проекта, дела всей жизни. Не думаю, что ему хотелось бы остаться в памяти автором трилогии про Артура с минипутами.

Фото: kinopoisk.ru

Каждую минуту на экране появляется какой-нибудь новый экзотический персонаж. Фанаты «Тайны третьей планеты» будут рыдать от восторга.

А вот «Valérian et Laureline» – совсем другое дело. Эти научно-фантастические комиксы мало известны за пределами Франции, но для французов это как для нас Стругацкие – национальное достояние и абсолютный шедевр. Ну, может, про Стругацких это я загнул. Как Крапивин примерно или Кир Булычев. Но все равно это вечная классика, целые поколения подростков в восторге, родители роняют ностальгическую слезу.

Фото: kinopoisk.ru

Дизайнеры из команды Бессона тащатся от таких штук. В «Пятом элементе» было летающее, но в остальном – обычное желтое такси, а тут вот летающий школьный автобус.

Эти комиксы печатали во Франции почти 50 лет, сотни выпусков, миллионы страниц. К такому материалу непросто подступиться, и Бессон долго запрягал. Еще 20 лет назад он пригласил художника комиксов «Valérian et Laureline» Жан-Клода Мезьера для работы над «Пятым элементом». Правда, дальше ничего они делать не стали и после успеха «Пятого элемента» долгие годы почивали на лаврах, а «Валериан» отложили до каких-нибудь других времен. Но пока французы спали, в Голливуде работали.

Фото: kinopoisk.ru

Или вот еще классные инопланетяне-торговцы. В нашем переводе они таки еврейские, конечно.

Выяснилось, что кроме Люка Бессона комиксы про «Валериана и Лорелин» читали и другие. Еще в конце семидесятых Лукас стащил оттуда дизайн «Тысячелетнего сокола», Дарта Вейдера и много чего еще. Потом Спилберг и Зонненфельд использовали в «Людях в черном» межгалактическую Касабланку. Синекожие космические индейцы-нави из «Аватара» Джеймса Кэмерона сильно напоминают туземцев с планеты Мюл из «Валериана», у тех и других надо было отобрать какие-то синие, крайне важные для земной энергетики ресурсы. И так далее. Потом пошли экранизации американских комиксов «Восхождение Юпитер» и «Стражи Галактики», и стало понятно, что откладывать больше некуда, иначе все французское достояние растащат по кусочкам америкосы.

Полезно иметь в коллекции старые французские комиксы.

Бессон несколько раз переписывал сценарий, учитывая все эти постоянно изменяющиеся реалии и принимая во внимание еще и тот факт, что то, что считалось авангардом в 60-е, теперь уже винтаж. И вот в 2017 году всё, наконец, сошлось. И маэстро подошел к делу со всей ответственностью, приложил весь опыт, а еще, похоже, вложил в проект все свои деньги.

Фото: kinopoisk.ru

Красивые, мудрые и благородные космические индейцы. Только те были на деревьях, а эти – на пляже.

Он собрал €197,47 млн – сумму, рекордную для европейского кино. Люк пошел на огромный риск и реально все сделал сам: за производство отвечает его собственная кинокомпания EuropaCorp – еще один амбициознейший проект Бессона, европейская независимая студия, альтернатива Голливуду.

Фото: kinopoisk.ru

Антивоенная тема тут так же сильна, как в «Пятом элементе». Вот, например, мужественный и героический англичанин Клайв Оуэн в образе комического военного преступника.

Над визуальным рядом работала гигантская команда художников под руководством семи арт-директоров. И с визуалом тут действительно полный порядок. Райская планета Мюл и ее совершенные андрогинные обитатели, глобальная космическая станция, размером с целую планету, на которой живут представители десятков разных инопланетных рас, каждая из которых подробнейшим образом представлена и виртуозно нарисована. Но все это уже много где было, по причинам, которые мы уже обсудили. А вот до чего еще не дотянулись Спилберг и Кэмероном – так это гигантский межгалактический базар, миллионы магазинов, которые находятся в другом измерении. Чтобы передвигаться там, нужна специальная техника и очки. «Видишь базар?» – «Нет». – «И я нет. А он есть!» Иронично, авангардно и круто. Ну и вообще там столько всего, что поражавший воображение в девяностые сюрреалистический «Пятый элемент» нервно курит.

Фото: kinopoisk.ru

А вот и межгалактический базар в другом измерении. То ли «Призрак в доспехах», то ли «Хеллбой и золотая армия».

Кстати говоря, «Пятый элемент» Люк Бессон несколько раз мило самоцитирует. В середину повествования помещен музыкально-танцевальный номер инопланетной проститутки в исполнении Рианны, герои шутят про мультипаспорт, а военные по-прежнему одеты как идиоты, ведут себя как идиоты, а если они по сценарию злодеи – тогда как злобные идиоты. У Клайва Оуэна на голове гигантская, пародирующая эсэсовскую фуражка. Рутгер Хауер… ну ему уже можно ничего не говорить и не делать – достаточно просто быть. Итан Хоук играет клевого космического сутенера.

Фото: kinopoisk.ru

Космический сутенер Итан Хоук

Но это все мелочи и эпизоды. У них у всех по пять минут экранного времени. А основные события в фильме разворачиваются вокруг двух главных героев и их любовной линии. И в этом многие зрители и критики видят главный просчет великого режиссера и ключ к не очень удачному старту проката «Валериана» в США.

Фото: kinopoisk.ru

20 лет назад Люк Бессон видел своих героев такими...

Бессон не стал брать на роль бравого майора вооруженных космических сил маскулинного самца вроде Брюса Уиллиса или Арми Хаммера. Он не дал роль его боевой подруги Скарлетт Йоханссон, Меган Фокс или кому-то еще с соответствующе космическим размером груди. Бессоновские космоспецназовцы выглядят как нервные, субтильные подростки.

Фото: kinopoisk.ru

...А в 2017-м – вот так.

Дейн Дехан и Кара Делевинь, возможно, самый неожиданный выбор, когда столько всего для Люка Бессона стоит на кону. Не то чтобы он такой классный и независимый и идет на риск только для того, чтобы быть в стороне от голливудских клише. Это просто немного другое клише – заход в сторону Гарри Поттера, на детскую территорию. Поэтому и называется все это «Валериан и город тысячи планет». А дальше будет «Валериан и что-нибудь еще», «Узник Азкабана» и «Дары Смерти». И дети – главные герои (хотя, прямо скажем, они не совсем дети, просто выглядят так) будут от серии к серии расти и изменяться вместе со зрителем. Люк Бессон может себе это позволить, это его авторская позиция, и не такая уж она авантюрная, как на первый взгляд может показаться.

Фото: kinopoisk.ru

Кара очаровательно хмурит лобик, тридцатилетний Дейн выглядит лет на четырнадцать.

Но будет печально, если по этой причине в самой первой серии миллионы зрителей не поймут Люка Бессона – его фильм провалится, его студия разорится, и сам он так и останется для всех режиссером боевиков из девяностых, так и не создавшим в новом тысячелетии свою собственную космическую оперу, с блек-джеком и Рианной.

Фото: kinopoisk.ru

А это теперь наша новая Плавалагуна...