В арт-галерее «Ельцин Центра» заработала выставка «Единомышленники», впервые показанная в музее «Гараж» летом прошлого года. Среди главных экспонатов — картины и инсталляции Маурицио Каттелана, Марка Куинна, Джона Миллера, Роберта Раушенберга, Эда Рушей, Синди Шерман и других известных во всем мире художников.
|
---|
Как рассказал директор «Гаража» Антон Белов, многие из этих работ практически невозможно увидеть в России.
Антон Белов, директор музея «Гараж»:
— Это работы первой величины, за которыми идет охота коллекционеров по всему миру. Все они имеют большое значение для понимания творчества каждого художника. Не смогли мы привезти только гигантские работы — просто не позволяет помещение. Будем надеяться, что со временем «Ельцин Центр» разрастется, и в арт-галерее появится пространство, которое позволит делать большие экспозиции.
Делать выставку помогали посетители «Гаража» с различными формами инвалидности. Это Евгений Ляпин, Елизавета Морозова, Полина Синева и Елена Федосеева. Они не только дали название — «Единомышленники», но и описали, как чувствуют каждое из представленных на выставке произведений искусства.
|
---|
Евгений Ляпин, помощник куратора выставки «Единомышленники»:
— Я обычный посетитель музея «Гараж». Я не проходил специальный отбор, я просто много раз там был. Наверное, поэтому, когда начали делать выставку, меня тоже позвали. Главное — понимать, что эта выставка — не про и не для людей с инвалидностью. Здесь нет ни одной работы, сделанной человеком с инвалидностью. Это выставка, которая сфокусирована на крутом современном искусстве. И называется она «Единомышленники» не потому, что объединились четыре человека с разными формами инвалидности, а потому что эти четыре человека любят современное искусство. Я рад, что сейчас в России создается новый тренд, где инклюзия — не просто форма благотворительности, а норма. Мне нравится, что можно прийти на выставку, которая приспособлена для всех.
Комментарии «единомышленников» напечатаны и переведены на российский жестовый язык (во время этой выставки создателям проекта пришлось придумать 36 новых жестов, чтобы свободнее говорить об искусстве).
|
---|
Также на выставке есть несколько тактильных моделей, которые в точности повторяют арт-объекты. Все они созданы скульпторами. Некоторые из них специально сделаны для выставки в «Ельцин Центре».
|
---|
Маурицио Каттелан, «Страус» (1997)
Эта работа открывает выставку. Евгений Ляпин объясняет, что страуса поместили в первом зале не случайно. Таким образом создатели выставки хотели показать, что испытывают страх перед тем, как их экспромт будет воспринят зрителями.
|
---|
Из комментария Полины Синевой: «Впервые про страуса я узнала из мультика Игоря Ковалева и Александра Татарского «Крылья, ноги и хвосты». Там страус со своими мощными ногами мог убежать от кого угодно, но в случае опасности зарывался головой в песок (на самом деле страус не может забуриться в песок, но это совсем другая история). Сочетание силы и беззащитности поразило меня. Много позже я сформулировала для себя, что страусиная поза — это побег из реальности, которого на самом деле не случилось. Ты думаешь, что сбежала и находишься в безопасности, а на самом деле стоишь вот здесь и всегда стояла, что бы ты ни думала об этом». |
Сесили Браун, «Внезапно прошлым летом» (1999)
|
---|
Из комментария Евгения Ляпина: «Вы могли подумать, что это случайная картина, что она не несет никакого смысла. Мы спешим развеять ваше заблуждение: случайная картина не может стоить 900 тыс. долларов… Если вы религиозны, вы увидите Бога… Если у вас воображение художника, вы увидите то, что живет в глубине вашего подсознания. Если вы психиатр, то, наверное, сможете поставить автору неутешительный диагноз. Если вам близки традиции соцреализма, то вы не увидите ничего». |
Марк Куинн, «Недальновидность» (2009)
Одна из работ, которая представлена только в «Ельцин Центре».
|
---|
Из комментария Евгения Ляпина: «Он приходил в этот мир тысячи раз, и всегда результат был одинаков. Он мог крутить глобус и, двигая ось мироздания, попадать в любую точку планеты, снова давая человечеству шанс. И каждый раз его распинали. Четвертовали. Сжигали. Вешали. Взрывали». |
|
---|
Синди Шерман, «Кадр из фильма без названия №15» (1978)
|
---|
Из комментария Полины Синевой: «Когда пристально всматриваешься в девушку у окна, понимаешь, что в этот безымянный кадр из выдуманного фильма можно поместить любой жанр: и хичкоковский триллер, и алленовскую трагикомедию, и бергмановскую психодраму, и французский нуар. Героиня фотографии, которую каждый будет разгадывать по-своему. Свобода ее в том, что она может быть кем угодно, когда начнет действовать, то есть выйдет из комнаты на улицу». |
Двенни Савиль, «Заклейменная» (1992)
Обнаженная женская натура — один из самых популярных и традиционно идеализируемых сюжетов в истории изобразительного искусства. Художница намеренно показывает женское тело в сильно увеличенном масштабе, придает фигуре гротескные формы. Кстати, на картине художница изобразила свое лицо.
|
---|
Евгений Ляпин: «Насчет этой работы в музее «Гараж» разгорелась полемика. Сотрудники разделились на два лагеря. Первая группа говорила, что работа называется «Заклейменная», потому что в обществе принято считать, что женщина должна быть деликатной, маленькой, декоративной — и никакой больше. Общество клеймит женщину и загоняет ее в узкие рамки. Вторая группа отвечала, что это история про самоощущение. Про то, как женщина чувствует себя и подает себя обществу». |
Роберт Раушенберг, «Цветок дорожных знаков» (1987)
|
---|
Из комментария Елены Федосеевой: «Цветок дорожных знаков» — это все равно цветок, хоть он и выполнен, казалось бы, из самых неподходящих для искусства предметов и вопреки (а может быть, благодаря) этому вызывает в воображении череду неожиданных и удивительных мыслей об экологических катастрофах, длительных путешествиях, загородных приключениях или урбанистических пейзажах». |
Розмари Трокель, «Сделано в ФРГ» (1987)
|
---|
Мария Савичева, куратор выставки: «Розмари родилась на территории ФРГ. Текст, который она постоянно дублирует, важен как напоминание о том, что больше не существует, но когда-то это было важно. Мы говорим о жизни тысячи людей, которые жили в этой стране и думали, что так будет всегда. Это как значок или футболка с логотипами вашего университета, в котором вы когда-то учились, но которого больше не существует». |
Джон Миллер, «Мост традиций» (2009)
Джон Миллер использует в своих работах предметы — находки современности. Это фрагменты оружия, рыболовные снасти, фрагменты человеческих фигур, рабочие инструменты или еда. Они помещены на обломки стел, колонн или плит, напоминающих величественные останки античности, и покрыты золотом (на самом деле просто золотой краской).
|
---|
Эд Рушей, «Здесь и сейчас» (1997)
|
---|
Мария Савичева: «Здесь и сейчас» — банальная фраза, но это то, что всегда от нас ускользает, то, что мы не понимаем. Мы призываем всех вас понять, что вы сделаете здесь и сейчас». |
|
---|
Выставка продлится с 20 июля по 15 октября.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU