Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Россия бьет в самое сердце». Интервью со звездой нового фильма Алексея Федорченко, покорившего Китай

«Россия бьет в самое сердце». Интервью со звездой нового фильма Алексея Федорченко, покорившего Китай
Фото: Яков Глинский для 66.ru
Актриса «Коляда-театра», исполнительница главной роли в короткометражке «Дышать» Алиса Кравцова — об успехе уральской картины на кинофестивале стран БРИКС, покалеченных семьях и национальном колорите.

Новый фильм Алексея Федорченко «Дышать» вошел в киноальманах «Куда ушло время», созданный режиссерами из пяти стран БРИКС: Бразилии, России, Индии, ЮАР и Китая. Главные роли в короткометражке уральского режиссера сыграли актеры «Коляда-театра» Алиса Кравцова и Константин Итунин, а также Александр Замараев. Съемки проходили зимой на карьере Старая Линза.

Премьера фильма состоялась этим летом в городе Чэнду китайской провинции Сычуань. Картина шла на языке оригинала с английскими и китайскими субтитрами. Сидящие в зале зрители плакали, а жюри присудило короткометражке «Дышать» «Золотую панду» — награду кинофестиваля стран БРИКС.

Российские зрители пока могут увидеть только несколько кадров из трейлера. Все права на фильм еще год будут принадлежать Китаю. Задолго до появления картины на большом экране в России мы встретились с актрисой Алисой Кравцовой и узнали, о чем новый фильм Алексея Федорченко.

«Мне знакомо это чувство: когда ты живешь с кем-то и вдруг понимаешь, что больше его не любишь»

— Из трейлера складывается впечатление, что короткометражка получилась очень тяжелой, что в ней много негатива. О чем она?
— На самом деле в этой истории нет негатива. Ее нашел Алексей Станиславович. Это реальный случай, произошедший в китайской семье. Парень упал с мопеда и повредил легкие, после этого он не мог сам дышать. Его подключили к аппарату искусственного дыхания. Каждый день его пребывания в больнице стоил денег, которых у его семьи не было. Тогда они сами смастерили аппарат искусственного дыхания. Чем закончилась эта история, если честно, я не знаю.

— Алексей Федорченко буквально перенес ее в свой фильм?
— Эта история вдохновила его на создание сценария, главными героями которого стала молодая семейная пара. Их чувства не прошли испытание бытом, временем, они не смогли сохранить свою любовь... Он работает на карьере, добывает драгоценные камни. Ревнует ее, часто у них дело доходит до драк. Во время одной из них он падает, отшибает себе легкое, его парализует… И все — он больше не может сам дышать. Моя героиня пытается его спасти. Она мастерит аппарат искусственного дыхания. Вскрывает ножом трахею, продевает трубку и сама качает воздух. Он хрипит: «Сколько мне осталось времени?» Она отвечает: «Теперь я твое время».

— Финал остается открытым?
— Да, никто не знает, когда в следующий раз к ним приедет водитель. Они живут в карьере, там нет связи (телефон не ловит). Это самое заброшенное место на земле. Главное в фильме — вера в то, что человек будет жить, что его жизнь сможет продлить любовь, что она сможет выдержать все это. Ведь моя героиня даже не может отойти от своего мужа, потому что если она перестанет качать воздух — он задохнется. И вот открытый финал — будет ли она ждать, терпеть, качать воздух, все-таки он останется жив, их спасут и помогут?

— Может ли у этой истории быть счастливый конец, если любовь между ними давно кончилась?
— На самом деле мне знакома такая ситуация, когда ты живешь с человеком и понимаешь, что больше его не любишь — как мужчину. На смену этой любви приходит другое чувство — любовь к человеку как к своему ближнему, с которым ты провел большую часть своей жизни. Эта любовь тоже способна на подвиги — ничуть не меньше, чем любовь к мужчине. По своей силе она такая же мощная. Ты точно так же можешь быть рядом, готов жертвовать собой ради него. Эта любовь человека к человеку, которая может иметь вселенские масштабы.

— По замыслу автора киноальманаха, каждая короткометражка должна заканчиваться афоризмом. Какой мыслью заканчивается «Дышать»?
— Тема всех короткометражек — «Куда уходит время». Алексей Федорченко придумал, на мой взгляд, очень красивый афоризм: «Время — это река. Любовь — это океан. И там и там можно утонуть».

Кадр из короткометражки «Дышать».

«Мы показали Россию красивой и страшной одновременно»

— Короткометражка снималась зимой на Старой Линзе. Почему эта история должна была происходить на фоне пейзажей карьера?
— Это нереально красивое место, в котором Алексей Федорченко уже снимал эпизод для «Ангелов революции». Раньше здесь добывали полезные ископаемые, работали насосы, которые откачивали воду. Но потом добыча прекратилась, и это место пришло в запустение. Сейчас это удивительное место для съемок. Здесь и лес, и водопады, и бирюзовые ручейки. Рядом — пара домиков, один из которых почти полностью ушел под воду. Там есть лестница, очень крутая, которая ведет ко дну, на землю. Во время съемок я спускалась по ней с огромной сумкой. Было очень трудно, потому что лестница — скользкая, длинная, резкая.

Наш фильм выгодно выделялся на фоне других короткометражек. Все страны БРИКС похожи по своим климатическим особенностям, поэтому и картинка везде примерно одинаковая. А у нас — заснеженный лес, березы… Это был самый первый кадр, который мы показали, и он произвел на всех большое впечатление. Зрители были просто ослеплены этим белым свечением! Поэтому фильм у нас получился красивым по картинке и страшным по содержанию.

— Такой и увидели Россию на фестивале в Китае — красивой и страшной одновременно?
— Да, красивой и страшной. Бьющей в самое сердце.

— Как приняли фильм на фестивале БРИКС?
— Как только начался фильм, китайцы, которые никогда не видели таких сугробов, были поражены. Еще одно потрясение — сцена, когда моя героиня разрезает трахею. Она была снята очень правдоподобно. Все было предельно натурально, я давила ножом Косте, насколько это было возможно. Получилось жутко, но произвело впечатление на всех. Китаянка, которая сидела около меня, повернулась ко мне, показала на экран и восхищенно спросила: «Oh, it's you?!»

Потом, когда моя героиня сделала аппарат искусственного дыхания, зал был удивлен. Все смотрели и говорили: «Как? Ничего себе!» На экране это выглядело очень красиво. И ни у кого не возникло ощущение, что это неправда, что такого не могло произойти на самом деле. Ну и, конечно, всем было интересно посмотреть на русский колорит. Этот пьяный муж, который плавит кольца сварочным аппаратом после ссоры; как мы, по пояс в снегу, переворачиваем дрезину, чтобы она ехала в другую сторону… Все это было необычно.

«Алексей Федорченко всегда точно знает, чего хочет»

— Тяжело попасть на главную роль в фильм к Федорченко?
— Я получила приглашение от Алексея Станиславовича. Никаких кастингов не было. На самом деле мы с ним давно знакомы. Еще со времен, когда я училась в ЕГТИ. На первом курсе он приходил к нам и смотрел выпускной спектакль. Не знаю, запомнил ли он меня тогда, но я его запомнила сразу — он мужчина видный. Сейчас он часто приходит на спектакли «Коляда-театра» с семьей. Ну и поскольку его студия находится в Екатеринбурге, то в первую очередь рассматривает наших, местных артистов. Не только из «Коляда-театр», но и из Драматического, из ТЮЗа. Так я попала в «Ангелы революции». Это был небольшой эпизод, я играла девушку Лизу и до сих пор благодарна ему, что он меня выбрал и дал возможность побыть в настоящем фильме.

— Это ваша первая большая роль в кино. Довольны результатом?
— Во время фестиваля я впервые увидела фильм целиком. Несмотря на то, что я участвовала во всех съемочных днях, у меня получилось отстраниться. Первый кадр резанул. Я подумала, что выгляжу неорганично. Но потом меня начал затягивать сюжет, я увидела, как много всего интересного придумал Федорченко вместе с командой, и обо всем забыла. На глазах начали появляться слезы. За 17 минут, которые идет фильм, я плакала, наверно, три или четыре раза.

— Федорченко — требовательный режиссер?
— Он всегда точно знает, чего хочет, ему важна картинка. Ну и, конечно, он ждет, что профессиональный актер сможет ему что-то сам предложить. Поскольку это был мой первый опыт, я боялась, волновалась, чувствовала себе неуверенно… Наверно, я пока не научилась с полуслова понимать режиссера. Были случаи, когда я не справлялась, Алексей Станиславович давал мне советы, и это мне помогало.

Алексей Станиславович доверяет актерам. Он подбирает для них роли исходя из их индивидуальности. Ему важна твоя природа. Ему интересно, как я, Алиса, вела бы себя, погрузившись в эти обстоятельства.

— Когда можно будет увидеть фильм в России?
— Права на фильм еще год будут принадлежать Китаю. После этого, скорее всего, его покажут в России.

— Будут ли «Дышать» отдельно или вместе с другими короткометражками прокатывать по кинотеатрам Китая?
— Думаю, что будут. Но, конечно, не так, как коммерческое кино, а как фестивальное. То есть показы будут, но немного. Я знаю, что фильм собираются отправить и на другие фестивали — возможно, где-то он выстрелит. Может быть, мы еще куда-то съездим нашей русской делегацией. Очень хочу надеяться, что у этого фильма будет своя жизнь.

Фото: Яков Глинский для 66.ru, Андрей Шадрин, AndreyShaD.ru. Видео: HKCinema