Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Тренды рождаются в США, в России они умирают». Марина Альвитр — о том, какое искусство любят на Урале

31 мая 2017, 16:30
Колонка
Владелица галереи современного искусства Alvitr Gallery объясняет, какие произведения современного искусства пользуются успехом в Екатеринбурге, как найти художника, который будет понятен и западникам, и славянофилам, и почему иногда работы московских и петербургских авторов запросто могут быть восприняты уральской публикой как зарубежные.

— Я всегда думала, что тренды зарождаются в США, потом попадают в Европу, потом, соответственно, приходят в азиатские страны. Могу вас заверить: в России тренды умирают. Если до Москвы и Санкт-Петербурга что-то и доходит, Урал — дело совершенно особое. Здесь просто любят то, что любят на Урале. И всё тут.

Во-первых, любят проверенное временем. Никогда не забуду слова одного арт-дилера: «Наш Коля писал не хуже мастеров, что висят в Эрмитаже» (молодец Коля, что тут скажешь!). На вопрос, какое это имеет отношение к современности, арт-дилер закатил глаза к небу и ответил: «Что это за вопросы?!» Да и правда. Должно ли современное искусство иметь отношение к тому, чем живет современный человек, или к мастерам из Эрмитажа — вопрос дискуссионный, и каждый вправе на него отвечать самостоятельно.

Во-вторых, любят про Урал. Чтобы виды были связаны с Уралом, с архитектурой Екатеринбурга. Можно что-то под Брейгеля, но с видом современного Екатеринбурга. Или пейзаж Исетска, Уктуса, Уральских гор, деревень и селений, которых я и не знаю вовсе.

Любят, конечно, живопись. Немного графику, печатную графику тоже. Но живопись в сильном приоритете все равно. Инсталляции, абстракцию, перформансы за пределами ГЦСИ любят не очень, а зря, на мой взгляд. Фотография как вид искусства для уральцев вещь вообще сомнительная. Комментарии от «так может каждый на iPhone» до «пойду, куплю такой же постер в IKEA» были очень часты на выставке «На меня посмотри», где я показывала четырех уральских фотографов, которых любят в Европе, но не любят у нас.

Фёдор Телков

И еще один интересный феномен: московские и петербургские художники могут быть восприняты у нас как иностранные. Однажды посетительница выставки сказала мне: «Марина, а вы не хотите показать что-нибудь наше, а то сейчас же тенденция на импортозамещение». На мое замечание, что Москва и Санкт-Петербург не заграница, она как-то не отреагировала, но посоветовала больше внимания уделять все-таки землякам.

На выставке Жофи Барабаш некоторые посетители требовали от меня доказательств, что она умеет писать фигуративную живопись. Я сказала, что у нее есть диплом Венгерской академии искусств, что служит доказательством, но в Венгрии вообще фигуративная живопись не особо ценится, однако посетители не поверили и остались недовольны тем, что я не смогла показать им, например, пейзаж ее кисти студенческих лет.

Жофи Барабаш

Если говорить о выставках, которые я сделала, каждая из них — это всегда немного провокация для города. Мне всегда интересно, сколько людей будут готовы принять новые формы, у кого искусство вызовет агрессию, у кого недоумение, а кто захочет разобраться, почему это называют искусством. И если на выставке посетители начинают дискуссию, обсуждают художника и его искусство, для меня это значит, что выставка удалась. Самое плохое — это равнодушие. С агрессией можно работать, но если человек пришел на выставку и хочет зевать — тут уж ничего не поможет.

Конечно, культура в Екатеринбурге, как и во всей нашей стране, наверное, неоднородна. Люди будто делятся на два лагеря. Возможно, что это все те же два лагеря — западники и славянофилы. Или, возможно, те, кто любит соцреализм и нонконформизм. Я не нашла еще правильные слова для обозначения этих культурных групп, но они очень плохо договариваются друг с другом.

Александр Баженов

— Марина, когда ты привезешь Диму Ребуса? — говорит мне 20-летний знакомый. А его друзья поддерживают его: — Да, у него же такие классные акварели!

— Марина, вот это должно быть близко русскому сердцу, — показывает мне книгу с Айвазовским, Шишкиным и Коровиным другой мой знакомый, — а это и не искусство вовсе, — говорит он мне, показывая на инсталляцию арт-группы «Злые».

Но нужно как-то договариваться, мне кажется. Поколения и культурные социумы в нашей стране, я верю, найдут некий диалог, который станет толчком к развитию нового оригинального искусства, но процесс этот еще только начинается.

Самая успешная выставка, которая у меня была, — это выставка Леонида Ротаря. Все однозначно признали в нем мастера, кто-то увидел оригинальность, кто-то — правильную академическую школу, и дискуссии по большому счету не было, но было определенное приятие.

Леонид Ротарь

Если говорить о том, каких художников можно чаще увидеть на моих выставках, то я, наверное, больше западник. Я ищу оригинальные формы, мне по сути и техника не важна: ведь это только средство для выражения мысли художника, а живопись это будет, фотография, инсталляция или даже видео-арт — мне не так принципиально. Но если ко мне приходят люди с определенными пристрастиями и хотят видеть у себя в коллекции и на стенах «традиционное» искусство, я готова подобрать и такой формат. Что для меня важно — так это качество произведения искусства, когда задумка художника и воплощение на холсте сопричастны друг другу, поддерживают друг друга и понятны зрителю.

Фото: Марина Альвитр для 66.ru