Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Черновую медь разобрали на сувениры: действующее производство УГМК превратили в музей

Черновую медь разобрали на сувениры: действующее производство УГМК превратили в музей
Фото: Елена Елисеева для 66.ru
Селфи на фоне льющейся из ковша меди, прогулка по сернокислотному цеху, поцелуй в респираторе — Среднеуральский медеплавильный завод принял участие в «Ночи музеев».

Попасть на действующее производственное предприятие, да еще одно из самых крупных на Урале (СУМЗ — одна из площадок УГМК, на которой разливают черновую медь) — об этом мечтают многие. Когда металлургическая компания объявила в соцсетях консурс репостов, откликнулись более сотни человек. На экскурсию отправились 20 счастливчиков: преподаватели вузов, студенты, медработники, блогеры, сотрудник рекламной компании, аудитор, продавец кондитерского магазина... Причем не только из Екатеринбурга — среди экскурсантов были три девушки из Ревды, где СУМЗ, по идее, градообразующее предприятие. Однако на завод они попали впервые в жизни.

Скажем честно: нас генератор случайных чисел не выбрал — мы на эту экскурсию напросились. И смотрели не столько на производственные процессы (этого хватает и на работе), сколько на реакцию экскурсантов.

Для начала всех приехавших накормили бутербродами и вкусными пирожками с семгой и показали фильм о предприятии. Его снимали два года назад — к 75-летию завода. Некоторые планы, только озвученные в этой картине, сегодня уже стали реальностью.

Первые селфи стали делать в музее СУМЗа — именно с него началась экскурсия.

Когда экскурсантам выдали каски, куртки, респираторы, а заодно провели инструктаж, как вести себя в производственных цехах (без этого на территорию завода не пустят), фотографирующихся стало больше — большинство впервые примеряли на себя образ рабочего.

Чтобы передвигаться по заводу, подогнали автобус: во-первых, из соображений безопасности, во-вторых, СУМЗ огромен — территория более 800 га. «Сейчас такая огромная территория ни к чему, производство стало более компактным, от лишних цехов, на которых когда-то делали основу для моющих средств, избавляемся», — рассказывает наш гид из пиар-службы СУМЗа.

Сейчас на территории завода зеленеет трава, растут деревья. Лет 20 назад, по словам металлургов, это было невозможно — из-за производственных выбросов ничего не росло. Чтобы сделать площадку экологически безопасной, УГМК вложил в модернизацию производства около 12 млрд руб. Сейчас на заводе можно дышать без респиратора, разве что в цехе переработки серной кислоты он необходим.

Нас везут по гостевому маршруту: с одной стороны — груда бетона (демонтируют цех, в котором когда-то производили удобрения), с другой — новая кислородная станция, запущенная в прошлом году. Здесь производят кислород, необходимый для медеплавильного производства. Но не только: недавно СУМЗ получил лицензию на выпуск медицинского кислорода. Кстати, воздух для станции сейчас забирают прямо с промплощадки — раньше это делали за территорией завода с помощью специального воздуховода.

Первый объект на территории завода, который показывают экскурсантам не из окна автобуса, — очистные сооружения. Здесь фильтруют не только воду, отработанную в процессе производства, но и ту, что приходит через ливневку.

«Пока вода, очищенная до необходимых показателей, сливается в водоемы. В ближайшие несколько лет мы планируем сделать полностью замкнутый круг: очищенная вода будет снова идти на производство», — поясняет Татьяна Горячун, начальник очистных сооружений, когда все, нафотографировавшись, идут к автобусу. Разговаривать в помещении очистных невозможно — слишком шумно.

Это зловеще прекрасное здание — бывший сернокислотный цех. Будь я миллионером, выкупила бы, слегка подремонтировала и жила в нем. Но не судьба: в ближайшее время старый цех снесут. А серу перерабатывают в новом цехе, оснащенном современным оборудованием. Кстати, хоть серная кислота — побочный продукт, СУМЗ — крупнейший ее поставщик на отечественный рынок.

Следующая высадка — как раз в том самом новом сернокислотном цехе. В сам цех экскурсантов не ведут — показывают операторскую. Хотя в принципе это и есть основное место работы: все автоматизировано, все процессы можно наблюдать на мониторе компьютера.

Вблизи сернокислотного цеха респираторы пригодились не только для селфи, но и для использования по прямому назначению: дышать здесь тяжеловато. В помещении диспетчерской никакого построннего запаха нет.

И наконец — сердце экскурсии, то, ради чего многие и поехали на завод. «Мне очень хотелось посмотреть, как разливают медь. По телевизору, в каких-то передачах, на картинках в газетах и интренете, конечно, я это видела. Но как это выглядит на самом деле, я узнала только тут. Грандиозно!» — делится впечатлениями Лилия, которая, кстати, живет в Ревде.


Организаторы экскурсии предоставили всем желающим возможность сфотографироваться в костюмах металлургов. Это больше привлекло женскую часть. Молодые люди задавали вопросы технологу: при какой температуре плавится медь, сколько тонн в одной чушке, как долго остывает заготовка, как потом перерабатывается.

«Вот это махина! Этажей десять, наверное», — эта Наташа, продавец кондитерского магазина, оценила масштаб печи Ванюкова — основного оборудования медеплавильного цеха. В том числе на установку этого оборудования пошли основные средства из тех 12 млрд руб., что затратили на модернизацию СУМЗа. Эти печи, в отличие от отражательных, использовавшихся ранее, позволяют улавливать практически все вредные примеси, возникающие в процессе плавки. Респираторы в этом цехе можно не использовать: дышать здесь ничуть не труднее, чем в центре Екатеринбурга в часы пик.

После медеплавильного цеха экскурсантов отправили в столовую. «Металлург если не поел, значит не поработал», — шутили наши гиды. Давали не только еду (к слову, вполне аутентичную: рацион-2 и рацион-3 дают в обед работникам медеплавильного цеха), но и специальный напиток. «Раньше молоко за вредность давали, теперь вот пектиновый напиток», — рассказали в столовой. По вкусу — как кисель из «Юппи».

Еще один пункт экскурсии — передвижная экологическая лаборатория. В машине установлено оборудование, которое позволяет исследовать воздух в любой точке. «Позвонили люди, сказали: «Чем-то пахнет» — мы выехали, сделали пробы, поняли, есть ли какие-то выбросы от нас или нет», — пояснили сотрудники.

Под конец все еще немного поселфились, пофотографировались и поспешили в автобус, где каждого ждал приятный сувенир — кусочек настоящей черновой меди в бархатной коробочке.

В соцсетях люди, посетившие СУМЗ, охотно делятся фоточками с производства.

Елена и Надежда: «Потрясающая экскурсия! Мы преподаем математику в УрФУ, нам было интересно, как на самом деле выглядит производство — никогда раньше на промплощадках не были, наши студенты больше нас видели. Теперь нам есть чем перед ними похвастаться!»

Евгения: «Наша аудиторская фирма сотрудничает с УГМК. Я на бумаге видела какие-то процессы, интересно было посмотреть, как все это происходит на самом деле. Впечатлена».
Павел: «Когда ехал, ничего особого не ждал. Но остаться равнодушным не получается при виде всего этого — завораживает».

На УГМК экскурсией тоже остались довольны. «Ждем вас снова — через несколько лет, чтобы смогли оценить, как у нас тут все меняется», — такими словами проводили экскурсантов.

Константин Мельницкий; 66.RU; Елена Елисеева для 66.ru