Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Новый «Завет» от апостола Ридли Скотта. Павел Матяж спорит с Кириллом Зайцевым о главной премьере весны

19 мая 2017, 17:30
Колонка
Новый «Завет» от апостола Ридли Скотта. Павел Матяж спорит с Кириллом Зайцевым о главной премьере весны
Фото: Павел Матяж для 66.ru
В новой серии популярной франшизы о ксеноморфах прекрасно всё, кроме людей. Почему — объясняет Павел Матяж.

В этот четверг журналист 66.RU и самый преданный поклонник «Чужого» Кирилл Зайцев написал разгромную рецензию на новый фильм Ридли Скотта. Если вдруг по каким-то причинам вы ее еще не читали, сделайте это прямо сейчас. Вот она.

Но, как правильно заметил Кирилл, одного мнения об этом фильме быть не может. Наш кинообозреватель Павел Матяж специально выдержал паузу, чтобы ответить Кириллу — как всегда, четко, аргументированно и с иронией.

— Преданные фанаты серии «Чужой» будут недовольны в любом случае. Так же, как в свое время негодовали поклонники «Звездных войн», а после них — «Терминатора», «Трансформеров» и дальше по списку. На то они и фанаты, на то они и преданные. Им ничего никогда не нравится.

«Поклонники начинают любить не музыку, а себя по отношению к этой музыке», — так говорил Бутусов в одном интервью после смерти Цоя. Все лелеют свои детские впечатления, охраняют их от посягательства и любые изменения в «каноне» воспринимают как личную обиду, попытку нападения на собственную идентичность. В тот момент, когда художник представляет свою работу публике — он ее отдает, с этого момента она принадлежит народу. Это, в общем, понятно.

Ни одна космическая фантастика не обходится без привета Стэнли Кубрику

Непонятно только, что в этом случае делать художникам. Отправиться к Цою? Вот у кого нет никаких шансов испортить о себе впечатление поклонников.

«Чужой» можно назвать первым научно-фантастическим хоррором в истории. До этого в этом жанре снимали убогую категорию «Б». «Чудовище с миллионом глаз», «Это прибыло из космоса», «Земля против летающих тарелок» и все такое прочее. И только «Чужой» 1979 года стал эталоном жанра, с оглядкой на который сейчас снимают научную фантастику все остальные, будь то Карпентер или Нолан. Как может 80-летний режиссер такого великого фильма снять на ту же тему приквел и не оскорбить ничьих чувств? Да никак. «Делай что должен — и будь что будет». Не знаю, как это звучит по-английски, но эту фразу я читал в нескольких интервью задерганного Ридли Скотта, посвященных выходу нового «Завета».

С точки зрения визуала, дизайна и графики тут все величественно и колоссально

Да, называется все это «Чужой. Завет». Ни больше и ни меньше. Богоискательство было одним из философских подтекстов первого «Чужого», но единственным, кто в кадре размышлял на эту тему, был свихнувшийся андроид. Остальным оставалось только бегать, орать и периодически гибнуть от лап, зубов и хвостов инопланетного чудовища. Это стало традицией. Пока люди бились в истерике, пытаясь спастись, роботы анализировали происходящее и выдавали религиозные ремарки.

Вечная классика

Но в центре истории в первых четырех частях все-таки был человек, Элен Рипли. Все это было про нее, и поэтому мощная харизма персонажа великой актрисы Сигурни Уивер перевешивала все остальное. Это она чудом выживала в первых двух фильмах, это она приносила себя в жертву в третьем и воскресала в четвертом. Роботы с их поисками творца были в эпизодах. Так, на закуску, для любителей искать второе дно.

Это божественно. Одновременно и «Цельнометаллическая оболочка» и «Парк Юрского периода»

Все изменилось в «Прометее», когда Ридли Скотт вернулся за штурвал спустя тридцать лет. Там уже не было Сигурни, главную роль сыграл Майкл Фассбендер, и играл он робота, Дэвида. Философский подтекст всей истории перестал быть подтекстом и захватил Скотта настолько, что сами чужие ему даже не понадобились. «Чего вы все зациклились на этих ксеноморфах, почему никого не интересует «космический жокей» и раса инженеров-создателей?» — говорил он.

Диалог с Творцом

В общем, люди и их мелкие страсти Ридли Скотта больше не волнуют. Он творит великое искусство и не намерен оглядываться на публику. Собственно, это стало понятно, когда «Завет» начался с пространного диалога с Создателем Гаем Пирсом под «Вход богов в Валгаллу» Вагнера в окружении творений Микеланджело и Леонардо.

А вот и пупсик-неоморф

Вообще с точки зрения визуала, дизайна и графики тут все величественно и колоссально. И если чего-то творцам здесь недостает, так это чувства юмора. Такой серьезной, мощной и ультрасовременной научной фантастики не снимал еще никто, тут все по самому высшему разряду, есть даже солнечные паруса, а поклонники Ганса Гигера будут рыдать от счастья, глядя на совершенные декорации, в которых разворачивается следующий эпизод космической саги о ксеноморфах.

Гигер жив!

Режиссер создает шедевр вне времени, он сыплет цитатами и культурными отсылками, а к людям он безжалостен — они тут гибнут пачками. Ровно настолько он увлечен любованием новыми безупречно-прекрасными ксеноморфами, насколько ему безынтересны человеческие персонажи. Не нужно даже пытаться найти в их лихорадочной суете какой-то смысл, они тут топливо для развития сюжета, мясо для чужих. Есть в этой логике что-то дьявольское.
Поэтому тут нет актеров калибра Шарлиз Терон, Нуми Рапас, Идриса Эльбы — они тут не нужны. Вместо всех них тут Фассбендер, даже два Фассбендера. И их поиски творца.

Нечеловеческий Фассбендер

Следить за развитием мысли Ридли Скотта одновременно и чистый восторг, и чистый ужас. Мрачное сай-фай Евангелие, гностическая притча о злом, враждебном Создателе, которую Скотт и его последователи рассказывают нам уже 40 лет, в «Завете» получает наконец воплощение в лице фашиствующего андроида. Это такая квинтэссенция ницшеанской темы про сверхчеловека. В самом печальном для человечества смысле.

Фассбендер лабает Вагнера

И для людей, будь они персонажами фильма или зрителями в зале, в этой бесчеловечной истории места нет. В самом конце, через три-четыре то ли сиквела, то ли приквела, останется только создатель — сэр Ридли Скотт и Майкл Фассбендер, пророк его. И вместе войдут они в Валгаллу — под Вагнера.

Фото: kinopoisk.ru. Видео: «Русский трейлер»