О фильме «Чужой: завет» на 66.RU будет сразу два мнения. Потому что одного тут быть не может. Начнет Кирилл Зайцев, которого фейсхаггер укусил еще в 3-м классе и никак не хочет отпустить.
Прямо скажем, Ридли Скотт любовью к своим ксеноморфам не страдал и интереса вернуться к членоголовым не испытывал. Поэтому все сиквелы им же запущенной франшизы делали люди разных талантов — от Джима Кэмерона до Жана-Пьера Жене и братьев, простите, Штраус.
О желании вернуться на LV-426 и взглянуть на знакомую планету с непривычного ракурса старый Ридли заговорил на рубеже веков: «Почему, — восклицал Скотт, — никто так и не задался вопросом, что за парень этот «космический жокей»?
Ридли Скотт на съемках Alien: covenant.
Никто не захотел, и еще 10 лет спустя он решил выяснить это сам. Что вышло в итоге — мы все помним: мысли о креационизме и панспермии, сдобренные животной идиотией всех без исключения персонажей, кроме синтетика Дэвида в блестящем исполнении Майкла Фассбендера.
Еще там были пероральные изнасилования осьминогами, творцы-создатели человеческой расы и, опять же, бесконечный идиотизм всех без исключения персонажей, кроме синтетика Дэвида в блестящем… Впрочем, я повторяюсь.
Что делать с «Прометеем», Скотт, похоже, не знал ни до, ни после выхода фильма. Я немного знаком с историей создания и читал первоначальные версии сценария — там всё было хорошо. А потом пришел Даймон Линделоф и по привычке еще времен сериала Lost наставил вместо точек загадочных многоточий, порезал связующие куски и сделал то, что в итоге и стало «Прометеем». Сам Скотт тоже от интервью к интервью метался: он то ли делает приквел к «Чужому», то ли не делает. То ли это как бы приквел, но вообще-то нет. То есть это не приквел, а «фильм с ДНК «Чужого».
Переписывания сценария вкупе с вот таким бесконечно последовательным поведением постановщика дали то, что дали: визуально безупречную историю слабоумия & слабоумия с толстыми намеками на, но без появления самих ксеноморфов и без прямой связи с событиями первого фильма.
Критики и зрители разнесли «Прометея» не только за это, но Скотта зацепило. Настолько, что в одном из интервью он обронил в сторону фанатов: «Они хотели чужих, я дам им этих fucking чужих!»
Дал.
Знакомая страшная харя смотрит на нас со всех постеров, скачет из трейлера в трейлер, заполонила официальный instagram-аккаунт фильма, как бы намекая: ДА, НА ЭТОТ РАЗ БУДУТ ЧУЖИЕ.
Но Скотта по-прежнему интересуют не они — он напрямую продолжает развитие идей именно что «Прометея». Идей, которые были единственной безоговорочно сильной стороной фильма. Теперь всё усугубилось вообще уж преклонным возрастом режиссера, который вот-вот разменяет девятый десяток, поэтому всерьез озадачен тем, откуда мы, кто нас создал, где границы ответственности творца и его творений, а также на что способен искусственный разум и снятся ли ему электроовцы (тему скоро продолжит сиквел «Бегущего по лезвию»).
Поэтому получился крайне претенциозный фильм-развитие идей «Прометея» в обертке подросткового слэшера, щедро сдобренный фан-сервисом. И это не только пресловутые ксено- и неоморфы, но и покадровое подчас цитирование предшественников — вплоть до Кэмерона. Многие сцены вообще выглядят ремейком оригинального фильма, но снятые задом наперед и вывернутые наизнанку. Это как сыграть «Звезду по имени солнце» не AM / C / DM / G, а G / DM / C / AM. Вроде то же самое, но вообще-то нет.
Команда корабля «Завет»
При этом не стоит ждать от «Чужого. Завет» оригинальности и гениальности оригинала 1979 года: тут всё наоборот, наизнанку и о другом. Если «Чужой» строился на сочетании многомерной клаустрофобии (давящий космос, откуда не сбежать, + давящий корабль, с которого не сбежать, + давящая замкнутость коридоров корабля, откуда не сбежать) и неопределенности (ксеномофу отведено 49 планов — примерно три минуты времени), то здесь всестороннее любование ксеноморфом обрамляют огромные открытые пространства. На них всё равно некуда бежать, но страшно почему-то не становится.
На смену тонким приемам нагнетания саспенса пришли кровь, кишки, вспоротые тела — то, что зовется боди-хоррором. Круто, но не как в детстве: после «Завета» я в туалет ночами без сопровождения взрослых буду ходить совершенно спокойно.
И последнее, что я хотел бы донести до преданных фанатов серии. «Завет» — еще более ненужный в линейке фильм, нежели «Чужой против Хищника» тех самых Штраусов. Знаете почему? Неизвестность природы и сути космической твари были одним из приемов создания атмосферы ужаса.
Тебе мало того, что некуда бежать, мало того, что никто не услышит твой крик, так ты еще и не узнаешь, что именно тебя убило и откуда оно, черт подери, взялось. «Завет» объясняет всё и убивает эту фишку на корню. Теперь, пересматривая оригинал (как обычно, дважды в год), я буду знать, что «…а, это всего лишь та хрень, которую *спойлер* создал из *спойлер*, чтобы *спойлер*».
Спасибо, блин, Ридли, я 20 лет не знал и дальше хочу не знать!
Поэтому если вы такой же нежный и упоротый фан оригинальной квадрологии (да, III часть мне тоже по нраву), то не смотрите «Завет» — не портите загадочность предшественников. Всем остальным — категорически советую натощак. Скотт — волшебник, и визуально этот фильм еще совершеннее совершенного. Всем бы на пороге векового юбилея такие шедевры творить.
P.S.
Да, в команде персонажей — опять одни идиоты-статисты, роль которых — быть ксеноморфьим кормом. Не разочаровали только синтетики Дэвид и Уолтер в блестящем исполнении Майкла Фассбендера.
Майкл Фассбендер в роли синтетика Уолтера.
За допремьерный предпоказ благодарим «Титаник-Синема»