Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Прочь»: как комедийный хоррор о расовой дискриминации стал главным претендентом на «Оскар»

10 мая 2017, 13:20
Колонка
«Прочь»: как комедийный хоррор о расовой дискриминации стал главным претендентом на «Оскар»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Сплошь состоящий из жанровых клише ужастик о знакомстве с родителями неожиданно становится большим событием в прокате и в скором времени на полном серьезе будет претендовать на главную кинопремию США. Что само по себе нонсенс. Чтобы объяснить, почему описанная в фильме история про черного парня близка и понятна не только американцам, но и всему миру и даже нам, жителям Екатеринбурга, наш кинообозреватель Павел Матяж перенес описанные в нем события в российскую действительность, где дерзкий уральский парень едет знакомиться с родителями праправнучки Преображенского.

В США комедийный ужастик «Прочь» стал событием. 99% положительных отзывов на сайте Rotten Tomatoes, единодушное одобрение критиков и зрителей... Это даже сравнить не с чем. У «Крестного отца» сейчас 99%, но это не совсем честное сравнение, на момент выхода «Отца» «Томатов» еще не существовало.


Все отмечают великолепную музыку, что не характерно для ужастика или комедии. В фильме сыграли отличные голливудские актеры: Кэтрин Кинер и Брэдли Уитфорд — из старичков и модный Дэниэл Калуя из «Черного зеркала».

«Прочь»: как комедийный хоррор о расовой дискриминации стал главным претендентом на «Оскар»

Во втором эпизоде первого сезона «Черного зеркала» у Дэниэла Калуя тоже была очень эмоциональная роль

Финансовый результат для режиссера-дебютанта Джордана Пила ошеломительный. Больше 200 млн с проката при 5 млн бюджета. Успех, триумф и серьезная заявка на «Оскар». Вообще тема какой-либо дискриминации — самый традиционный путь к «Оскару». Все помнят, как в прошлом году вопреки всем ожиданиям лучшим стал фильм о жизни чернокожего гомосексуалиста — «Лунный свет».

Но в России, а тем более в Екатеринбурге, все эти истории про расовую сегрегацию, линчевание и ку-клукс-клан воспринимаются как что-то чужеродное. Какие еще негры? Их на весь город 10 человек, и все учатся в Горном. Вроде бы все это не про нас.

Для улучшения коммуникации я перенесу героев в родные пенаты. Еще таким образом мне удастся минимизировать спойлеры, что для фильма ужасов немаловажно.

Дерзкий, но очень талантливый провинциальный фотограф прославился брутальной и жесткой серией снимков из уральской глубинки. Парня заметили, он уже пять месяцев покоряет Москву и встречается с праправнучкой профессора Преображенского, красоткой-аристократкой. Рабоче-крестьянский уральский валенок и белая кость, голубая кровь до десятого колена. И вот в их отношениях наступает тот критический момент, когда пора уже ехать знакомиться с родителями.

«Прочь»: как комедийный хоррор о расовой дискриминации стал главным претендентом на «Оскар»

Уральский валенок в семейном кругу московских интеллигентов

У парня паранойя. Все провинциальные комплексы лезут наружу. Сейчас все эти московские интеллигенты соберутся за семейным столом и будут ржать над его оканьем. Праправнучка профессора пытается как-то успокоить, но от этого еще хуже: «Да расслабься ты! Папа обожает провинциалов! Считает, что все только ни них и держится. Он даже за Ельцина голосовал! Два раза!» А еще кореш, охранник из Домодедово, такой же провинциал, звонит и подливает масла в огонь: «Ну что? Как сам-то? Волнуешься? Ты там поосторожнее, братан. С этими м-а-а-сквичами надо быть настороже. Мало ли чё».

«Прочь»: как комедийный хоррор о расовой дискриминации стал главным претендентом на «Оскар»

Охранник из Домодедово. Собственно, он и отвечает в фильме за всю комедию.

Приезжают в огромное поместье. Сложно, к сожалению, представить, чтобы российский врач смог себе построить такое. Но предположим, что это осталось от прадеда, который лечил Сталина и был единственным из всех его врачей, которому удалось избежать приговора с конфискацией.

Папа — седой, симпатичный и добрый профессор-нейробиолог — с порога начинает рассказывать байки про то, как они жгли костры на баррикадах возле Останкино в 1991-м. Мама — красивая, подтянутая и классная врач-психиатр — предлагает избавить от вредной привычки курить с помощью гипноза. Все они, такие прогрессивные и либеральные, демонстрируют такое радушие и доброжелательность, что становится не по себе.

«Прочь»: как комедийный хоррор о расовой дискриминации стал главным претендентом на «Оскар»

Либералы до десятого колена

Еще в доме есть прислуга — садовник и домработница. Они тоже с Урала, очень улыбчивые, но заторможенные какие-то, как не родные, ни «Чайф» с ними хором не спеть, ни за Светлакова не разогнать.

«Прочь»: как комедийный хоррор о расовой дискриминации стал главным претендентом на «Оскар»

Очень странные слуги с Урала

А на следующий день на подмосковную дачу съезжаются отцовские друзья, весь столичный бомонд. Престарелые директора, министры, лауреаты и профессора окружают нашего провинциала. Все очень интересуются новым лицом, кое-кто даже видел его работы, однако шутки у них какие-то странные, каждый норовит потрогать его мускулы, сказать комплимент его атлетической форме, еще немного — и начнут зубы смотреть.

А один иностранец вообще напрямую спрашивает: скажите, в жизни провинциала в столице больше плюсов или минусов? Кольцо сжимается. Герой понимает: эти белозубые, открытые улыбки скрывают не просто привычное презрение коренных интеллигентных москвичей к понаехавшей уральской гопоте — тут что-то гораздо более серьезное и жуткое.

«Прочь»: как комедийный хоррор о расовой дискриминации стал главным претендентом на «Оскар»

А теперь покажите ваши зубы...

Короче, это такое «Собачье сердце» с точки зрения Шарикова. Экзистенциальный кошмар. Все помнят, как прадедушка Преображенский был бесцеремонен с собачкой.

Вот так, стоит немного поменять угол зрения — и история обретает универсальность. Все эти пещерные предрассудки новичка в чужой стае сидят во всех очень глубоко, и только на первый взгляд кажется, что они касаются исключительно цвета кожи. В Нью-Йорке так же, как в Екатеринбурге, оказывается, человек чувствует себя неуютно, гуляя ночью в одиночку в незнакомом районе. И несмотря на десятилетия классовой борьбы, причин для расслоения и раскола в России не меньше, чем в Америке. Им там, конечно, попроще, а у нас все одного цвета, поэтому мы боремся из-за оттенков.

Кто бы мог подумать, что такое мощное гуманистическое высказывание может быть сделано на языке фильма ужасов. «Прочь» умудряется выйти за пределы жанровых клише, а комедийная составляющая помогает кое-где сгладить пафос.

Голливудские тридцатилетние режиссеры-дебютанты ударили по киноклассике. В прошлом году Шазелл реанимировал мюзикл, в этом году очередь Джордана Пила и фильма ужасов. Это очень круто, конечно.

Фото: kinopoisk.ru. Видео: «Русский трейлер»