Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Cyberpunk not dead: Скарлетт Йоханссон мстит за маму в голливудской версии «Призрака в доспехах»

31 марта 2017, 12:30
Колонка
Cyberpunk not dead: Скарлетт Йоханссон мстит за маму в голливудской версии «Призрака в доспехах»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Голливудский пересказ сказки, которую гики уже 20 лет читают своим детям на ночь, может разочаровать самых преданных поклонников жанра, считает наш кинообозреватель Павел Матяж. Но посмотреть на красотку Скарлетт Йоханссон в роли киберпанк-иконы, пусть и без призрака, все же стоит. Хотя бы ради покадрово воссозданного режиссером мрачного мира альтернативного будущего из японского оригинала.

Когда в 1999-м «Матрица» срубила кассу, стало ясно, что зритель готов к философской фантастике. И компьютерная графика, как выяснилось, вполне уже тянет. Можно наконец экранизировать всякий киберпанк-авангард и золотые хиты Уильяма Гибсона. Однако образовавшуюся нишу никто не бросился заполнять. «Криминальное чтиво» мгновенно обросло фильмами-клонами, подражатели выстроились в очередь. С «Матрицей» такого не произошло, ее одной хватило на всех.

То ли Вачовски слишком высоко подняли планку, то ли действительно они были единственными, кто видел в фантастике потенциал. «Призрак в доспехах» 1995 года, на который тогда еще братья Вачовски во многом опирались, ждал голливудской популяризации 22 года.
И ждал не напрасно. За эти годы создатели впитали столько разнообразного киберпанк-бэкграунда, что получившийся в итоге фильм визуально почти безупречен.

Мы с головой погружаемся в мрачный мир альтернативного будущего. Депрессивные скопления небоскребов в городе на пороге экологической катастрофы. Чудовищного размаха нагромождения голографического рекламного мусора. На клаустрофобски узких улочках толпы людей, увешанных разнообразными странными гаджетами. Моросящий мерзкий дождик и холодные солнечные блики на черных стеклах любовно перенесены с оригинала. Как и самые яркие сцены, буквально покадрово. Даже душераздирающая история про отца с имплантированными воспоминаниями о несуществующей дочери. Фанаты культуры, подарившей людям целый мир между «Бегущим по лезвию» и «Аватаром», аплодируют стоя.

Еще тут есть Жюльет Бинош. Может быть, ее сюда пригласили за «Невыносимую легкость бытия»? В любом случае она прекрасна. Есть модный Майкл Питт и настоящий мастодонт — живая легенда Такеши Китано. В конце концов Джонни-Мнемоник тоже 1995 года. Он помнит, как все начиналось.

И еще есть звезда. Главное достоинство фильма и его самое слабое место, его альфа и его омега — космическая красотка Скарлетт Йоханссон.

Голую Скарлетт Йоханссон не видел только совсем уж ленивый зритель. За последние 10 лет суперженщина-мечта снялась в 20 фильмах и почти в каждом использовала свой секс-бомбический потенциал по полной программе. Даже старик Вуди Аллен в «Матч Пойнте» и «Вики Кристине Барселоне» позволил себе многое, ну а если вы видели «Побудь в моей шкуре», то помните все до единой трещинки красавицы Скарлетт.

Помнит все это и режиссер «Призрака в доспехах». Но идет он почему-то по пути детсадовских «Мстителей». Имея возможность показать все, он не показывает ничего. Термооптический камуфляж, на который фанаты возлагали такие надежды, в фильме оказывается похож на заурядное термобелье, он надежно камуфлирует роскошные формы Йоханссон, и в результате рисованный оригинал 1995 года выглядит натуралистичнее и эротики в нем куда больше.

Ну это понятно. Японские киберпанки Масамунэ Сиро и Мамору Осии меньше всего парились за возрастной рейтинг. Физиологическая антропометрическая соблазнительность главной героини им была нужна, чтобы подчеркнуть бесчеловечность обстоятельств, в которых она оказалась. Они визуализировали философскую концепцию, ставили эксперимент, производили революцию в жанре — и поэтому гипотетическое мнение широкой аудитории не учитывали вовсе.

Люди в их мире получили способность улучшать свое тело с помощью кибернетических имплантов. Чем больше операций они с собой проделывали, тем чаще возникал вопрос: а что же в них еще осталось человеческого?

Роботы двигались в противоположном направлении, бесконечно модернизируясь и эволюционируя, они все больше приближались к человеку. Такова была изначальная цель их создателей. Так когда же они эволюционируют настолько, что их можно будет назвать людьми?

Из этого парадокса и родилась концепция «призрака», электронного аналога души, некой субстанции, что отличает искусственный интеллект от интеллекта естественного и позволяет носителям даже при потере накопленных данных сохранять себя или переходить на любой носитель. Все это делает обладателя призрака фактически бессмертным.

В современном мире такие идеи разрабатывают и продвигают чаще всего сериалы. Острие атаки теперь там. В «Мире Дикого Запада» и «Черном зеркале» мы все это уже обсудили. Но, наверное, этих прекрасных фильмов мы никогда бы не увидели, если бы не «Призрак в доспехах».

Еще одна проблема в том, что вся эта мощь теряется при переводе на русский. Предложенное автором манги Масамунэ Сиро англоязычное название Ghost in the Shell несет в себе изначальный парадокс. Типа, «дух во плоти», «душа в оболочке». «Призрак в доспехах» звучит забавно, но не более того. «Привидение с мотором» из этой же серии.

И с этой новой экранизацией то же самое. Несмотря на рейтинг 16+, она как будто адаптирована для детей. Неужели за 17 лет, прошедших после «Матрицы», аудитория настолько деградировала? Безумно красиво, но все философские хитросплетения, а главное — сама концепция виртуальной кибернетической души, «призрака» были упразднены. Заменены простой человеческой историей про девочку, которая потеряла маму. Нет теперь внутри доспехов никакого призрака.

Очередной фильм про амазонку — таких со времен лейтенанта Рипли уже можно насчитать добрый десяток — и ее неравную борьбу с корпорацией Ханка (странные надписи, заполонившие городские стены в конце девяностых, оказывается, были частью партизанского промо «Призрака в доспехах». Шутка). Да это больше на «Робокопа» похоже, чем на сюжет оригинального «Призрака».

Зловещая корпорация Ханка изготовила супероружие — робота с человеческим мозгом. Какое-то время женщина-робот выполняла приказы, но человеческий фактор в очередной раз подвел финансистов-прагматиков. Супероружие начинает задавать вопросы и искать ответы в своем прошлом. Поэтому корпорации ничего другого не остается, как объявить ее террористом и попробовать отключить. И тогда взбунтовавшееся изделие начинает мстить. За себя. За справедливость. За маму.

Фото: kinopoisk.ru Видео: «Русский трейлер»