Вместо страшного космического монстра — инфузория-туфелька: стоит ли смотреть «Живого»

24 марта 2017, 12:00
Вместо страшного космического монстра — инфузория-туфелька: стоит ли смотреть «Живого»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Команда исследователей из нового фильма Даниэля Эспиносы продолжает старые добрые сай-фай-традиции и передают приветы уже погибшим за матушку-Землю экипажам.

Каждый раз, когда мне под видом нового оригинального космического монстра предлагают очередную разжиревшую инфузорию-туфельку, я понимаю, что мы обречены. Обречены вечно смотреть на ксеноморфов (лат. Xenomórph от греч. ξένος — «чужой» и μορφή — «форма»: «чужеродная форма жизни»), которые на самом деле чужеродными не являются. И дело тут не в ограниченности фантазии художников, которые придумывают всех этих тварей.

Когда галеоны Кортеса причалили к берегам Америки, аборигены не могли их увидеть. Они принимали их за облака и называли конкистадоров небесными людьми. Глаза и мозг пытались найти в памяти индейцев что-то, на что могли бы быть похожи гигантские трехмачтовые каравеллы и галеоны, и не находили. Мы не можем представить себе, как могут выглядеть пришельцы, поэтому мозг предлагает нам опасных, но хорошо знакомых пауков, муравьев, осьминогов. Жизнь на земле многообразна и без инопланетян.

Сильнее всех в этой теме абстрагировались, наверное, Лем и Тарковский, в том смысле, что придумали, как вообще ничего не визуализировать. Гигантский мозг-океан — это концептуально и позволяет серьезно сэкономить на спецэффектах. Всем известны эти байки про океан-ванную и прочие крестьянские хитрости из 70-х. Но это все-таки артхаусное кино для избранных, а массовый зритель хочет видеть космических монстров.

И режиссер Даниэль Эспиноса и команда художников вынуждены были погрузиться в школьный курс биологии. И предложили нам увлекательную лекцию про одноклеточные организмы, размножение делением и так далее от простого к сложному. Получившееся существо немного напоминает тварь из «Факультета», немного «Нечто», немного «Грань будущего», а еще немного — Кракена из «Пиратов Карибского моря». А ведет себя при этом все равно как личинка «чужого», хотя выглядит не так круто, к сожалению.

Можно, конечно, заклеймить их всех жалкими плагиаторами — и дело с концом, но это было бы слишком просто. Ведь все киношные космонавты отправляются туда с одной-единственной целью: героически погибнуть, спасая все остальное человечество и матушку-Землю. Команда исследователей из фильма «Живое» должна была продолжить традицию. И они весь фильм передают приветы уже погибшим за Родину экипажам.

Очередная интернациональная команда снова отправляется в космос. Японец Хироюки Санада перекочевал сюда из «Пекла» Денни Бойла. Правда, там он был капитаном, а здесь на этом месте русская женщина Екатерина. Райан Рейнольдс бодро летает в открытом космосе и дает такого Джорджа Клуни из «Гравитации». Весельчака-американца. Еще есть три доктора. Инвалид с парализованными ногами (привет «Аватару») и строгая дама-вирусолог — англичане. И Джейк Джилленхол из Америки. Он провел на МКС больше всех остальных, вместе взятых, презирает «оставшихся на Земле восемь миллиардов ублюдков» и передает привет «Армагеддону». Время от времени нам показывают, как у них на МКС круто оборудованы рабочие места, за которыми можно работать и висеть вниз головой, и из такого положения они салютуют Стэнли Кубрику и «Космической одиссее 2001 года».

Вопрос с жизнью на Марсе наконец разрешен. В местном грунте исследователи обнаружили некий микроорганизм, клетку. Тогда они поместили ее в свою суперкосмическую лабораторию — и из этой молекулы, как в песне Олега Ягодина «Нас двое», своими руками вырастили что-то «живое». А потом решили испытать на нем электромагнитное излучение, как в «Солярисе». Еще со времен Аллана По врачей-шарлатанов привлекают гальванические батареи. Дальнейшие полтора часа погибающая команда передает привет космическому буксиру «Ностромо» и лично Сигурни Уивер.

Это, конечно, не революция в мире кино, а пара уверенных шагов на месте. Не зря же они там на станции устраивают соревнования на беговых тренажерах (привет «Луна-2112»). С большим уважением, церемонно раскланиваясь, Даниэль Эспиноса собирает свое «Живое» из кусочков классической научной фантастики и старых ужастиков. Временами нелепо, временами наивно, но в целом нормально, не выпендриваясь и не замахиваясь на святое, льет воду на старую мельницу.

Исследование космоса крайне опасно. Безумные ученые, которые фанатично продвигаются в этих своих исследованиях все дальше и дальше, подвергают риску всю планету. Но на самом деле даже они очень боятся того, что могут там обнаружить. Потому что тогда мы или станем конкистадорами и перережем всех обнаруженных инопланетян, или разделим печальную судьбу ацтеков и майя.

Ну и пусть нам не нужно других миров, пусть мы не знаем, что делать с иными мирами. Две вещи мы теперь знаем точно. Во-первых: Джейк Джилленхол пока покруче Райана Рейнолдса. И во-вторых: Кракен не умер — он улетел на Марс!

Фото: kinopoisk.ru. Видео: «Русский трейлер»