На этой неделе сильный туман буквально парализовал работу аэропорта Кольцово. На прилет и вылет были задержаны три десятка рейсов, самолеты приходилось отправлять на запасные аэродромы, а людей — отправлять в уральскую столицу на автобусах. В это время в самом Кольцово свои лайнеры по несколько часов ждали сотни пассажиров. И локальный воздушный апокалипсис, приключившийся 18 января, явление довольно частое. Самолеты не могут улететь из-за плохой погоды или по решению авиакомпании. Иногда на взлетной полосе случается ЧП или борт задерживается в другом городе. Масштаб бедствий чувствуется значительно сильнее, когда вы ожидаете вылета, опаздываете на стыковку, ночуете на баулах и покупаете гамбургеры по цене свежевыжатого брильянтового сока. Однако свое ожидание можно сделать более комфортным, а виновников задержки рейса — наказать.
Летите вы регулярным или чартерным рейсом, лоукостером, экономическим или бизнес-классом — ваши права в случае задержки одинаковые. Они регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и рядом отраслевых подзаконных актов.
1. Бесплатные звонки и напитки
В случае задержки рейса авиакомпания обязана предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с дошкольником (до семи лет). И позаботиться о вашем багаже: организовать его хранение в соответствующих камерах. Если ваш вылет откладывается более чем на два часа, вам должны предоставить возможность дважды позвонить или отправить два электронных письма. В век мобильных телефонов это, конечно, не самая актуальная услуга. Но ситуации бывают разные. Также смело просите напоить вас — авиакомпания должна обеспечить пассажира прохладительными напитками. При цене в 100 рублей на бутылку воды объемом 0,5 литра — довольно ценная обязанность.
2. Бесплатное горячее питание
Если вы сидите в аэропорту уже четыре часа, то рассчитывайте на обед или ужин. Затем горячим питанием вас обеспечивают каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов — в ночное.
3. Бесплатная гостиница
При задержке рейса на шесть часов ночью и восемь часов днем смело отправляйтесь в гостиницу. Доставить к отелю и обратно вас также должны представители авиакомпании.
4. Доплата от авиаперевозчика
Если причиной стал не форс-мажор, то перевозчик обязан оплатить вам штраф — 25% МРОТ (при МРОТ 8862 руб. — это 2215 руб.) за каждый час просрочки, но не более чем 50% от стоимости билета.
5. Замена борта
При задержке (отмене) авиарейса пассажир может обратиться в Агентство по продаже пассажирских перевозок Кольцово и заменить билет на другой рейс, вернуть билет и получить деньги, купить билет на поезд. Авиакассы находятся в терминале «А» и «В» на 1-м этаже.
Один билет, две авиакомпании: в ситуации, когда одна авиакомпания задерживает рейс и вы опаздываете на самолет другой авиакомпании, проблему должна решать первая: обращайтесь к ее представителю и ждите отправки ближайшим рейсом.
Два билета: покупая два разных билета с самостоятельной стыковкой риски не улететь увеличиваются, поскольку формально вы не являетесь транзитным пассажиром. При опоздании на пересадку вы будете вынуждены покупать новый билет, даже если летите рейсами одной авиакомпании. Если билет был куплен туда и обратно, то аннулируется еще и обратный билет.
Для получения всех этих «бесплатно» вы сами должны обратиться к представителям авиакомпании. Не всегда это получается. Значит — самое время жаловаться. Делайте это правильно.
Подойдите к стойке регистрации и получите справку с указанием времени задержки рейса или поставьте на билет специальный штамп. Этим вы документально подтвердите задержку рейса.
Через два часа, если представителя авиакомпании поймать так и не удалось, покупайте себе напитки, через четыре — обедайте, если пришло время — отправляйтесь в гостиницу. Правда, если вы закажете и оплатите президентский люкс, то в суде придется доказывать, что в этом была необходимость. И собирайте чеки на все эти услуги.
После этого пишите заявление в авиакомпанию с просьбой возместить все расходы. К заявлению необходимо приложить все чеки, справку о задержке рейса и сам билет. Как правило, авиакомпании стараются решить дело мирно, не доводя до суда, и все выплачивают. Не затягивайте с жалобами — на это у вас есть полгода.
В Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (Екатеринбург, пер. Отдельный, 3). Тел.: +7 (343) 374–13–79. Образец заявления можно посмотреть здесь.
В Росавиацию. Тел: (499) 231–50–09, 231–56–56. E-mail: rusavia@scaa.ru. Телефон круглосуточной службы — горячая линия по сбойным ситуациям на международных пассажирских рейсах вне расписания (чартерные рейсы): (499) 231–53–73, e-mail: hotline@cpdu.ru.
Горячая линия по туризму в Екатеринбурге. Тел: (343) 268–46–86.
Уральская транспортная прокуратура. Тел: 8–922–120–60–50; 8–922–118–01–40.
Согласно отчетам Росавиации, в декабре 2016 г. авиакомпании задержали 1985 внутренних рейсов. Вот пятерка антилидеров.
Сведения о задержках рейсов, декабрь 2016 г.
Авиакомпания | Количество задержек | Процент от общего числа рейсов | Более 2 часов | Более 3 часов | Более 4 часов | Более 5 часов | Более 6 часов |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Аэрофлот» | 328 | 1,78% | 161 | 71 | 32 | 18 | 43 |
«Уральские авиалинии» | 295 | 7,9% | 105 | 63 | 31 | 20 | 76 |
«Якутия» | 147 | 14,13% | 29 | 35 | 33 | 22 | 28 |
«ЮТэйр» | 133 | 2,07% | 52 | 18 | 13 | 11 | 39 |
«Руслайн» | 109 | 6,5% | 34 | 18 | 18 | 12 | 27 |
66.RU; архив 66.ru