Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Виржини Эфира, звезда фильмов «В постели с Викторией», «Она»: «Хочу сниматься у Андрея Звягинцева»

15 октября 2016, 13:00
интервью
Виржини Эфира, звезда фильмов «В постели с Викторией», «Она»: «Хочу сниматься у Андрея Звягинцева»
Фото: Любовь Кабалинова/ Президентский центр Б.Н. Ельцина для 66.ru ,архив 66.ru
Исполнительница главных ролей в фильмах «В постели с Викторией», «Любовь не по размеру», «Притворись моим парнем», бельгийская актриса, журналистка и телеведущая Виржини Эфира дала интервью Порталу 66.ru, в котором рассказала о своем новом фильме, ради которого она готова выучить русский язык, о том, какое впечатление произвел на нее «Левиафан» на Каннском фестивале, о хаотичности жизни современной женщины и своей работе с режиссером «Основного инстинкта» Полом Верховеном.

Виржини Эфира и Венсан Лакост приехали в Ельцин-центр, чтобы представить уральским зрителям свою новую работу — комедию «В постели с Викторией» режиссера Жюстин Трие (известна по фильмам «Возраст паники», «Два одиночества»). Недавно фильм получил признание Каннского фестиваля, завоевав специальный приз жюри.

В Екатеринбурге «В постели с Викторией» можно будет увидеть в рамках фестиваля французского кино Le Cinéma Français, который в эти дни проходит одновременно в 20 российских городах. Вскоре после этого фильм выйдет в широкий прокат.

По словам Жюстин Трие, «В постели с Викторией» — это грустная комедия о хаотичности жизни современной женщины.

Жюстин Трие, режиссер «В постели с Викторией»:

— Фильм затрагивает волнующие меня вопросы: трудности отношений между мужчинами и женщинами, одиночество, дети, справедливость, деньги, секс. Это рассказ о сложной женщине в период эмоционального напряжения, которая в итоге не выдерживает и срывается. Работа и личная жизнь переплетаются. Мне хотелось рассказать обо всем этом: о ее взлетах и падениях.

Главная героиня фильма — адвокат, мать двух маленьких девочек, которая из последних сил пытается найти баланс между работой, личной жизнью и детьми, хочет начать новую, «нормальную» жизнь, но все рушится, когда один из ее приятелей делает ее главной героиней своего блога, описывая в нем все подробности их сексуальной жизни и детали ее судебных разбирательств.

«В постели с Викторией» можно назвать нетипичным фильмом: в отличие от многих картин, которые сегодня выходят в большой прокат, в нем нет всех тех гендерных стереотипов, к которым мы давно привыкли благодаря голливудским фильмам. Журналист Портала 66.ru встретился с исполнительницей главной роли Виржини Эфира и спросил, почему сегодня на экране так мало историй о том, что на самом деле собой представляет современная женщина.

— Жюстин Трие сказала, что хотела снять фильм о «хаотичности жизни современной женщины». Наверняка когда вы работали над ролью, один из вопросов, который вы себе задавали, был «что значит быть женщиной сегодня». Как для себя вы на него ответили?
— Быть женщиной сегодня сложно. Я могу показать, насколько это сложно, на примере моего персонажа. Виктория — с виду женщина крепкая, сильная. Все сложности, все неприятности ее повседневной жизни в какой-то момент приводят ее к депрессии, но они же и выстраивают ее характер, благодаря им в ней появляется стержень, который держит ее. Она адвокат по уголовным делам, это значит, что она все время находится в состоянии переговоров с окружающей средой, она все время кого-то в чем-то убеждает. Она все время находится в состоянии переговоров со своим другом, со своим бывшим мужем, с коллегами, с няней. Мне кажется, что она все время ищет правильные слова. Но ей нужно больше. Поэтому она начинает искать подтверждение своим словам со стороны психологов, ясновидящих... Она все время находится в состоянии какой-то напряженной умственной работы.

Ключевым моментом для меня стала сцена, где под воздействием внешних сил моя героиня просто падает. Она оказывается измотанной, утратившей все силы, у нее депрессия. И она просто падает... В этот момент начинается переход от слов и работы мысли к истинным чувствам. В этот момент чувства должны проснуться. Основной задачей для меня было найти этот момент перехода человека, который внешне выглядит сильным, сопротивляется окружающей среде, но внутри у него поселился хаос. При этом она же не истерик, она сильная женщина.

— Насколько описанный вами образ типичен для современного общества?
— Я думаю, что это довольно типично. В западной цивилизации как на женщин, так и на мужчин (тут я бы не стала разделять) постоянно давят разные обстоятельства, определенные модели поведения, клише. Это непременно погоня за успехом, за достижениями. Нам нужно постоянно что-то кому-то доказывать. И женщинам — даже больше, чем мужчинам. В какой-то мере «В постели с Викторией» снимает с женщины вину за неуспешность. Это очень важно сделать, потому что многих эта гонка приводит к поражению, к катастрофе.

Фильм снимает с женщины чрезмерную ответственность, которую накладывает на нее христианская мораль. В нашем христианском обществе женщина-мать как бы уже и не должна иметь никаких других желаний, кроме как ухаживать за своими детьми. А ведь это, в общем, неправильно. Тот факт, что женщина стала матерью, не отсекает от нее других желаний и стремлений. Угнетение сексуальной составляющей женщины, которое культивируется в нашем обществе, очень плохо влияет в том числе и на то, каким вырастет потом ее ребенок. Она не сможет передать ему свое видение мира.

— Виктория — это напоминание о том, что в реальной жизни сегодня женщины так же много работают, как и мужчины, им тоже хочется заниматься сексом, иногда не хочется при этом иметь отношений, они тоже могут уставать от постоянной заботы о детях и т.д. Но почему-то в большинстве фильмов, которые выходят в прокат, мы всего этого не видим. Особенно если речь идет о голливудских картинах, где женщина — это, скорее, объект привязанности или украшение. Почему даже сегодня в кинематографе так мало внимания к тому, что на самом деле представляет собой женщина?
— Я с вами согласна. Я не знаю, есть ли такой термин в русском языке, но во французском кино, когда снимается история о сильной женщине, такой жанр называется «портрет женщины». Но таких фильмов действительно мало. Во Франции вообще есть хорошая модель финансирования кино, когда государство субсидирует картины, авторы которых ставят серьезные вопросы перед обществом, за счет денег от проката блокбастеров. «В постели с Викторией» — это как раз один из таких фильмов. Режиссер хотел показать женщину не в одном аспекте ее существования — этакого несокрушимого бойца или украшения для мужчины. Здесь нет подхода к женщине с такой «мачистской» точки зрения.

— Какие фильмы, на ваш взгляд, сегодня больше всего востребованы зрителем?
— Конечно, у всех есть определенные представления о том, что было бы интересно современному массовому зрителю, но делать фильм, подстраиваясь под эти представления, неинтересно. Я не думаю, что настоящий режиссер, когда он берется делать фильм, думает о том, чего именно от него ждут. Каждый художник делает что-то свое, уникальное. В этом смысле и Жюстин, и я, и другие актеры, которые снимались в фильме, были очень удивлены результатом работы.

— Вы не рассчитывали на широкий прокат, что фильм будет собирать полные залы и сделает кассу?
— Фильм все-таки непростой, поэтому мы не думали, что сборы будут очень большие. Вроде бы это и комедия, но в ней поднимаются очень непростые проблемы. И вдруг мы видим, что фильм имеет успех, что люди на него идут и кассовые сборы неплохие… Но для нас это неожиданно. Потому что мы с самого начала понимали, что не будем ставить себе задачу попасть под зрительские предпочтения. Это же просто скучно и неинтересно.

— Хотели бы вы когда-нибудь сняться у российского режиссера?
— Я не очень хорошо…. Точнее, я вообще не знаю российского кино. Пожалуй, фильм «Левиафан» — это все, что я видела из российских фильмов за последнее время. Но я бы с удовольствием снялась у этого режиссера, Андрея Звягинцева. Для меня это было бы открытием чего-то нового. Российские актеры ведь тоже снимаются во французских фильмах.

— Какое впечатление на вас произвел «Левиафан»? О чем, на ваш взгляд, этот фильм?
— Мне будет трудно ответить на этот вопрос. Но для меня этот фильм — о человеческих отношениях и во многом об одиночестве… Недавно я прочитала одну интересную книгу, сюжет которой меня захватил. Действие происходит в Киргизии. Я предложила поработать над этой историей одному режиссеру. Но для того, чтобы сняться в этом фильме, мне потребуется хорошее знание русского языка. Сейчас мы как раз переписываемся с ним эсэмэсками. Я сказала ему, что пока могу сказать только «спасибо».

— О чем будет эта история?
— Эта книга называется «Продолжать». Она рассказывает об истории матери и сына, которые едут в Киргизию. У матери сложные отношения с сыном, и путешествие проходит очень тяжело. Но за время пути сын и мать начинают по-новому видеть друг друга.

— Снять фильм, в котором действие происходит в Киргизии, было вашей идеей?
— Да. Когда я прочитала эту книгу, я сама стала обращаться к разным режиссерам с предложением написать по ней сценарий и сделать фильм. Понимаете, для меня актриса — это не просто муза, которая сидит и ждет, когда ее пригласят. Мы тоже имеем право на свои желания, свои идеи. И вот нашелся режиссер, который разделил мой интерес.

— Уже можете назвать его имя?
— Вы знаете, об этом проекте во Франции я еще никому не рассказывала. Просто так вышло, что я в России, а для роли потребуется русский язык, и я проговорилась, так случайно вышло (смеется, — прим. 66.ru). Поэтому я пока не буду называть имя. Все же пока это еще только проект.

— Недавно в российский прокат вышел фильм «Она», в котором вы тоже сыграли одну из ролей. В одном из своих интервью Пол Верховен рассказывал, что многие известные актрисы отказывались от главной роли сразу после прочтения сценария, что нетипично — обычно решение принимается спустя несколько дней. Как вы думаете, почему была такая реакция, и какое впечатление он произвел на вас?
— Я думаю, что это объясняется особенностями сценария, безусловно. Но также тем, что изначально Пол Верховен собирался снимать фильм в США и искал на главную роль американскую актрису. В результате главную роль сыграла Изабель Юппер. Изабель играет женщину 60 лет, которая подверглась изнасилованию. В конечном итоге она принимает то, что с ней произошло, и не хочет мстить своему насильнику. Американские актрисы, с их менталитетом, не поняли этот сценарий и сразу его отвергли. Но Пол Верховен — это большой художник, он любит провоцировать. Он задает свои вопросы, проникает в суть общества и ставит под сомнение устоявшиеся ценности, характерные для этого общества. Если посмотреть фильм, не вдумываясь, или просто прочитать сценарий, первым впечатлением будет: «О Боже, какая гадость!» Но если задуматься, то можно понять, что Пол Верховен снял очень феминистский фильм, что он переживает за женщину, ставит вопросы о ее сексуальности и ее свободе.

Фото: Любовь Кабалинова/ Президентский центр Б.Н. Ельцина для 66.ru, kinopoisk.ru. Видео: Capella Film, архив 66.ru