Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Питер Пэн: мальчик, который искал маму, а нашел волшебную страну

13 октября 2015, 12:12
На прошлой неделе стартовал показ фильма компании Warner Bros «Пэн: путешествие в Нетландию». Трейлеры к этой картине были многообещающими, поэтому мы поспешили на премьеру. Чтобы в итоге понять: можно было ограничиться и трейлером.

Книги шотландского писателя сэра Джеймса Барри о сорванце, который не хотел взрослеть, экранизировались не один раз. Начиная с 1924 года Питер Пэн то и дело становился героем мультфильмов, кинокартин, сериалов, компьютерных игр. Версия британского режиссера Джо Райта, известного экранизациями классики — «Гордость и предубеждение», «Анна Каренина», должна была стать приквелом к всем знакомой истории летающего мальчика.

Бюджет картины внушительный — $150 млн. На эти деньги авторы вполне могли создать захватывающий сказочный мир, тем более что сама тема это позволяет: летучий корабль, феи, русалки, крокодилы, пираты… Несмотря на такие прекрасные исходные данные, всё, что смогли сделать создатели фильма, — незамысловатый экшен. Да, красочный, да, эффектный, но всего лишь экшен, причем логически не связанный, теряющий в процессе рассказа отдельные сюжетные нити, дающий больше загадок, чем ответов. А благодаря многочисленным заимствованиям из «Пиратов Карибского моря», «Аватара», «Гарри Поттера» создается впечатление, что все это ты уже где-то видел.

Действие картины разворачивается в двух мирах. Первая часть — сиротский приют, в котором вместе с другими мальчиками живет Питер. Время действия — Вторая мировая война. Сиротская жизнь никогда не была сладкой, вот и здесь мальчишкам приходится терпеть «тиранию толстозадых монахинь» (это цитата из фильма), прятаться от розг под кроватями, а в перерывах между этим мечтать о том сладком времени, когда их наконец-то заберут родители.

Как и все дети, Питер мечтает найти свою маму. К тому же она обещала, что они обязательно встретятся — в записке, которую Питер трепетно хранит все эти годы.

Ко всем несчастьям детей добавляется еще одно — мальчики начинают исчезать. Решив выследить того, кто ворует сирот, Питер в итоге попадает на летучий пиратский корабль, а на нем — в сказочную Нетландию.

Летучему кораблю в военной Англии непросто — пиратам едва удается уйти от предследования истребителей люфтваффе и сопровождения королевких ВВС.

Сказка оказывается не такой уж веселой. Нетландия поделена на два мира: чудесные леса, где живут туземцы, и рудники, отделённые от лесов гигантской стеной. Пиратский капитан Черная Борода (Хью Джекман) вот уже много веков пытается найти туземцев, чтобы выпытать у них дорогу в страну фей. А людей он похищает с единственной целью — чтобы они работали в каменоломнях, добывая для него чудесный камень. Вещество, содержащееся в этом камне, помогает Черной Бороде оставаться сравнительно молодым и красивым, правда, не позволяет отрастить новые волосы: капитан вынужден носить парик. К слову, сцену, где Черная Борода проходит очередной сеанс омоложения, вряд ли можно рекомендовать к просмотру детям — уж больно прибор, изображенный там, смахивает на бульбулятор.

Тем временем Питер машет киркой вместе со всеми, зарабатывая кровавые мозоли на руках. Вместе с ним в каменоломнях работает и Джеймс Крюк, в оригинале — заклятый враг Питера, здесь же соратник и даже друг. И конечно же, мальчугану везет: он находит огромный камень, который — по всем законам жанра — у него сразу же выхватывает отвратительный взрослый. Естественно, Питера обвиняют в воровстве и приговаривают к казни — Черная Борода лично сбрасывает его с летучего корабля в каменоломню. Тут и выясняется, что Питер умеет летать. Вернее — не падать: летать у него не получается, он вообще боится высоты.

Черная Борода рассказывает Питеру о пророчестве: мальчик, который умеет летать, возглавит туземцев и победит пиратов.

Дальнейшее действо не блещет особой оригинальностью: Питер в компании с Крюком бежит, попадает к туземцам, которые признают в нем Избранного. Питер же, как водится в подобных фильмах, терзается сомнениями в своем предназначении, постоянно повторяя только одно: «Я хочу найти маму, она здесь, в Нетландии».

Пэн — это вовсе не фамилия героя и не прозвище. Аборигены так называют сильнейшего воина племени.

Пространные рассуждения прерываются на войну с Черной Бородой и его пиратами, которая визуально больше всего напоминает фестиваль красок Холи: туземцы, погибая, превращаются в разноцветные облачка. Гигантские птицы, огромные крокодилы, русалки, надписи на незнакомом языке, которые тут же становятся понятны Питеру, страна фей — непонятное пространство, заполненное кристаллами, стаи микроскопических феечек, поджигаемых пиратами… Сцены калейдоскопом сменяют друг друга, не давая возможности вникнуть в логику повествования, или, если быть точным, простроить авторам эту самую логику.

Игра актеров положения не спасает. Если в начале картины Леви Миллеру (Питер) и Хью Джекману еще можно было верить, то во второй части оба героя становятся плоскими и невыразительными. Один превращается в мальчика, которому во что бы то ни стало надо досниматься в фильме, второй — в скучающего карикатурного злодея. Гаррет Хедлунд в роли Джеймса Крюка до боли напоминает молодого Индиану Джонса — наверное, такова задумка авторов, хотя смысл ее простому зрителю не ясен.

Полюбоваться можно только на Руни Мару, играющую принцессу Тигровую Лилию: она хотя бы красива, и к тому же прекрасно исполняет разнообразные трюки, сражаясь с Черной Бородой. Да еще пейзажи Нетландии впечатляют.

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что свою основную функцию — детский фильм — новое творение Райта выполнило. Красочные персонажи, волшебные существа и постоянный экшен не дадут детям заскучать. Разве что они отвлекутся на попкорн в тех местах, где Питер начинает рассуждать о своей избранности. У взрослых же картина вызовет кучу вопросов (почему-таки Питер и Крюк стали врагами? Почему феи не могли сражаться с пиратами без Питера? Почему мама оставила Питера и как оказалась в стране фей? и т.п.), скуку и желание воскликнуть, как Станиславский: «Не верю!»

Фото: film.ru