Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

7 января 2015, 11:00
Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?
Фото: кадр фильма «Exodus: Gods and Kings»; пр-во Chernin Entertainment; Scott Free Productions; 66.RU
Строго говоря, «Ёлки» были первее. Но и мы не пошли, и вам не советуем. «Исход» Ридли Скотта как минимум познавательнее будет.

Экранизировать культовый текст — задача неблагодарная по умолчанию. Всегда и гарантированно найдутся недовольные и несогласные. К ним присоединятся те, кто лучше знает, «что хотел сказать автор» оригинала, и те, кто поспешит обвинить создателей фильма в желании цинично нажиться на чувствах и верованиях других людей. Все как с «Властелином колец», короче.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

Так и тут. «Исходом» вряд ли останутся довольны что ортодоксы, что фанатики. Вряд ли он однозначно придется по душе что иудеям, что христианам всех ветвей и ответвлений. Знатоки и тонкие ценители оригинального текста обязательно найдут массу несхождений и скажут свое звонкое «фи». И тем, и другим, и двадцать пятым надо держать в уме только одно: литература — это литература, а кино — это кино. Два разных вида искусства, каждое со своим языком, посылом, средствами выражения.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

И как бы ни был «культов» текст первоисточника, он будет всего лишь отправной точкой для принципиально иного творческого произведения, у которого есть свой художник. И уж как он увидит — сугубо его, художника, дело.

Художником выступил Ридли Скотт — человек талантов незаурядных и репутации почти непотопляемой. Было время, когда казалось, что он умеет все — и в этом всем открывает новые грани. Так было с научной фантастикой на рубеже 70–80-х («Чужой», «Бегущий по лезвию»), так случилось с историческим эпосом на рубеже 90–00-х («Гладиатор», «Царство небесное»).

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

Потом, правда, что-то не заладилось: не то искра Божья ушла, не то возраст свое начал брать. Но «Прометей» получился инфантильно-недоношенным, а «Советник» — унылым в своей монотонной псевдоинтеллектуальности. «Исход» удался. Причем удался именно как исторический эпос с авторским взглядом на него.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

В центре, как и прежде у Скотта, рефлексирующий герой на фоне принципиального исторического перелома. В наличии всё, за что мы любили Скотта до помутнения рассудка: эпические облёты камеры, фееричные декорации экзотической культуры в отдаленном от нас временном промежутке, коварные злодеи, заговоры, напасти, баталии и мучительный выбор, который должен сделать главный герой.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

С ним — незадача. В роли Моисея (или Мойши — тут с какого угла посмотреть) прославленный Кристиан Бейл. Человек, в талантах которого сомневаться не пристало, но у которого есть одна проблема. Бейл — актер, которого переигрывают: в «Темном рыцаре» его переиграл Хит Леджер, в четвертом «Терминаторе» — Сэм Уортингтон. На фоне антагониста герой Бейла теряется уже к середине, к финалу уходя на задворки третьего плана.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

Так и тут. Герой Бейла, которому предстоит переписать историю, который должен повернуть судьбу целого народа, поминутно теряется то за образами могущественного, пусть и непоследовательного, Бога, то за волевым взглядом Рамзеса (Джоэл Эдергтон). Ближе к середине становится понятно, почему фильм назван абстрактным «Исходом», а не именем протагониста: роль Моисея во многом символическая, а порой складывается ощущение, что он нужен для связки сцен между собой — настолько всемогущ киношный Бог и настолько строптив киношный Рамзес, что их двоих нередко хватает для того, чтобы двигать сюжет вперед.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

На вторых ролях — сплошь титулованные или не до конца признанные звезды в лице Сигурни Уивер и Джона Туртурро. Их присутствие, скорее, можно отнести к разряду камео, потому что экранного времени на двоих меньше, чем хронометраж последнего клипа Кани Уэста.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

Появление таких фигур на таких третьестепенных ролях можно объяснить или хорошими связями Ридли («по старой памяти»), или его же имперскими замашками: мол, уж если второй план — то звезда первой величины — не меньше.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

С другой стороны, такое мимолетное появление сверкающих звезд и такое необязательное присутствие главных героев не застилает главного — сюжета, который суть история для одних, миф для других.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

И Скотту с товарищами сценаристами и визионистами удалось редкое по сегодняшним временам — им удалось рассказать эту историю. Максимально отстраненно — без явной симпатии к какой-то из сторон, максимально наглядно и компактно. А главное — рассказать так, что смотреть интересно. Глупо, но по ходу просмотра не отстает вопрос: «А что будет дальше и чем все кончится?» Как будто не знаешь, что перед кем расступится и куда в итоге все дойдут. Но вот ведь магия: вопрос «Дойдут ли?» не отступает. А это — то самое мастерство рассказчиков и показчиков: чтобы без лишних слов и растягивания кота за хвост преподнести и расцветить для зрителя историю в ее бурном развитии и непредсказуемости конца.

Первый блокбастер года: стоит ли смотреть «Исход: цари и боги»?

Я нарочно оставлю за скобками религиозный аспект. И так уже слышны обвинения фильму в потакании сионизму и прославлении сатанизма. Оставим теологические споры теологам. Мы же с вами — зрители. И нам показывают увлекательную историю противостоянии сил высших с силами царскими, власти земной — властям небесным. И одного неопределившегося: который то ли верит, то ли нет; то ли поведет, а то ли посидит на берегу. Плюсуем сюда фирменную скоттовскую сочную картинку, высокую детализацию повествования и экшена — получаем действительно прекрасный блокбастер, который непременно стоит посмотреть. Он уж точно питательнее оливье и насыщеннее «Ёлок».

Фото: кадры фильма «Exodus: Gods and Kings»; пр-во Chernin Entertainment; Scott Free Productions; 66.RU