Лаборатория «За! Текст» проводится второй год. Организаторы хотели сделать не простой фестиваль, каких сейчас много. Им хотелось, чтобы он решал какую-то проблему, и она нашлась очень быстро — в процессе коммуникации между драматургом и режиссером. Театральная система устроена так, что во время подготовки к постановке они почти не общаются.
«Для драматурга отдать свою пьесу режиссеру — это как ребенка отдать», — поясняет Полина Бородина, программный директор Центра современной драматургии и одна из организаторов лаборатории. Кроме того, иногда драматурги боятся, что их никто не поймет, что режиссер будет ставить самого себя, а не их текст. А некоторые режиссеры почему-то боятся читать современные тексты.
Кратко лабораторию можно описать так: желающие поучаствовать драматурги представляют организаторам свои произведения. Пьеса должна быть высказыванием, желательно, чтобы в ней была актуальная проблема. Оцениваются также профессионализм и язык авторов.
За четыре дня режиссеры при участии самих драматургов подготовят эскизы постановок, и в последний день фестиваля представят на суд публике и критиков. |
В отличие от прошлого года, в «За! Текст-2014» пьесы всех участвующих драматургов еще нигде не ставились. Но самым важным отличием, пожалуй, стало проведение мастер-классов от знаменитых театральных деятелей. Например, про документальную драматургию расскажет Александр Родионов, написавший сценарии к фильму «Долгая счастливая жизнь» Владимира Хлебникова и «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики.
Для некоторых драматургов формат такой лаборатории вовсе не страшен, а даже вполне привычен: многие уже участвовали в подобных фестивалях, только в качестве актеров или режиссеров. Критики участники не боятся.
Ринат Ташимов, драматург-участник:
— В театре есть такая вещь: если что-то показали плохо — виноват режиссер, если хорошо — актеры молодцы, а драматурги как-то вообще не причем. Они такой элемент, о котором вообще редко кто вспоминает.
Сейчас полным ходом идет подготовка эскизов к показу. Драматурги уже включились в процесс, но, как говорит Светлана Баженова, одна из участниц этого года, в сильную полемику с режиссерами они не вступают: ему лучше знать, как надо делать. После лаборатории прошлого года нескольких драматургов отметили на других фестивалях и конкурсах, а кто-то даже нашел своего режиссера.
Получившиеся эскизы можно будет увидеть с 12.00 до 19.00 в Центре современной драматургии на Тургенева, 20. Это здание раньше принадлежало «Коляда-театру». Николай Коляда оставил его Центру под руководством Натальи Санниковой, а сам со своими артистами переехал в здание бывшего кинотеатра «Искра».