Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

3 февраля 2014, 08:30
«Вий 3D»: что хотел сказать автор?
Фото: Кадр из фильма «Вий»; 66.RU
Просмотр долгожданного и сильно запоздавшего отечественного блокбастера — отличный повод задаться любимым вопросом школьных учителей литературы.

Фильм «Вий» не просто припозднился. На моей памяти это главный отечественный долгострой последних десятилетий. Первое упоминание о фильме датируется еще серединой нулевых годов. Тогда в производстве находилось сразу две экранизации, весьма вольно трактующих культовую повесть Гоголя. Обе — плод российско-иностранного партнерства. Но если «Ведьма» с Николаевым и Крюковой в 2006 году на экраны вышла, то более далекую от оригинала ленту Олега Степченко ждать пришлось еще 7 лет.

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

Назло все тем же учителям-словесникам и занудам от мира филологии «Вий» к оригиналу имеет такое же отношение, как «Хоббит» Джексона к «Хоббиту» Толкиена. Беря за основу знакомую всем с детства фактуру, автор-режиссер делает с ней все что душе угодно.

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

В случае со степченковским «Вием» это означает, что сюжетная линия первоисточника изящно вписана в канву новой, оригинальной истории. Причем пропорции обеих сюжетных линий весь фильм находятся в, на первый взгляд, хаотичной, но на деле — весьма упорядоченной динамике.

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

Первая линия — всем известная история про бурсака Хому Брута, который три ночи должен был отпевать панночку — дочку местного сотника. Вторая линия — история английского ученого-географа Джонатана Грина, который в своих научных скитаниях по миру набредает на богом забытую украинскую деревушку.

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

И вот тут начинается самое интересное. История Джонатана Грина по первости видится продолжением истории Хомы Брута, лишь к концу сплетаясь с ней и становясь ее наслоением. А позже выходит на первый план, к финалу запутывая все до невозможности. Последние 10 минут разжуют, что было к чему, зачем и вследствие чего. И поверьте, эти 10 минут стоят того, чтобы их дождаться. Пусть завязка чуть рваная, развитие пудрит мозг, а кульминация приводит в окончательное смятение. Зато в конце хочется процитировать уже другого классика: «Ай да Степченко, ай да такой-то ты сын».

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

Вольная трактовка оригинала не просто имеет право на жизнь. Это единственное, ради чего должны существовать экранизации. Не может быть ничего скучнее, чем смотреть два часа на слово в слово «оживленные» сцены знакомого текста. На то оно и искусство, чтоб ваять и творить. И команда Олега Степченко в данном случае — те еще искусники. Классический хоррор с фольклорными корнями они к финалу изящно превращают в детектив, а религиозные мотивы сводят к логическим трактовкам и приземленным выводам. А что до магии и бестиария, так это… Пить меньше надо, мужики. Не будет всякое мерещиться.

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

Техническая сторона вопроса у нас, закормленных «Аватарами» да «Тронами», восторгов не вызовет. Но и чувства стыда — тоже. Авторы не стесняются как бы признаться: «Да, ребята, мы не Голливуд, но тоже кое-что умеем». И так даже лучше, чем бить себя пяткой в грудь, суля невиданный визуал и неслыханный «аудиал». Помнится, один бил и обещал, второй бил и обещал, а «Утомленные солнцем — 2» и «Обитаемый остров» оказались редкостным шлаком.

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

Визуальная часть «Вия» может быть шероховатой, но в одном не откажешь — она оригинальна. Костюмы, спецэффекты, CG-графика свою работу выполняют честно: создают атмосферу, придают колорит, где надо — пугают. Не до мокрых штанов, но до грызения ногтей точно. Так же и со звуковыми эффектами: в тему, атмосферно, аутентично.

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

Не обошлось и без маленьких капелек дегтя. Сценарий в нескольких местах теряет набранную динамику. Да и многолетняя затянувшаяся работа над фильмом накладывает отпечаток. Во многих местах на крупных планах видно несовпадение озвучки и артикуляции. Мелкая мелочь, но глаз и уши нет-нет да резанет.

«Вий 3D»: что хотел сказать автор?

Но все эти придирки ничтожны настолько, что относиться к ним всерьез не нужно. «Вий» не просто оправдал долгое ожидание. Он его превзошел.

Фото: кадры из фильма «Вий»; реж. Олег Степченко; 66.RU