Иван Устинов — молодой кинорежиссер из Екатеринбурга. Это сегодня он держит в руках статуэтку — приз международного кинофестиваля. А совсем недавно он закончил Уральский федеральный университет по специальности инженер-механик. В механики, правда, не пошел, а стал снимать фильмы. Как выяснилось, не зря. И не только потому что за фильмы про заводы и рекламные ролики он получает деньги. А потому что первая его игровая короткометражка «Дерево счастья» получила серебряный приз на кинофестивале International Short Film Festival of Torrelavega в Испании.
|
---|
Режиссер Иван Устинов и продюсер Алексей Стасюк с наградой с Испанского кинофестиваля. Делят только ради интересного кадра. В реальности за время съемок фильма съемочная группа стала почти семьей. Сблизились между собой,сдружились с актерами, с ребятами из детдома. «Студии BigBagFilms вообще, наверное, не было бы, если бы не это кино», — говорит продюсер. |
Поразившая испанцев и мировых критиков картина — это история о двух сиротах, брате и сестре. На двоих у них одна мечта — о своей семье. Директор детского дома хочет разлучить ребят: мальчик приглянулся богатой паре, а вот девочка в семье богачей не нужна. Чтобы избежать разлуки, дети отправляются на поиски Дерева Счастья. И вот тут начинается самое интересное.
Мы поговорили с молодым режиссером, с чего начиналось кино, если не брать в расчет сюжет.
— Все началось с дерева. Оно реально существует — в Екатеринбурге, в дендропарке рядом с УрФУ. Я живу недалеко, часто гуляю по этому парку и это дерево приметил давно. Вокруг него всегда много улыбающихся, счастливых людей, — рассказывает Иван.
— Но это же дендропарк, там сотни деревьев…
— Нет, такое — одно-единственное. Парк, маленький пруд, по центру пруда — маленький остров, на нем растет одно-единственное дерево с большой круглой кроной. Летом — ярко-зеленое, осенью — солнечно-желтое, зимой — пушистое и снежное. Вокруг него утки, утки, утки. Это дерево само по себе стало символом.
— С деревом понятно, а дети откуда?
— У одного из участников съемочной группы в семье есть приемные дети, так что об этой проблеме знали не понаслышке. Для меня самого это кино стало своеобразным исследованием: мы побывали во многих детских домах, пообщались со многими ребятами, узнали и чуть больше стали понимать, чем они живут.
|
---|
Фильм «Дерево счастья» начался с дерева, вполне реального. Растет оно в дендропарке рядом с УрФУ. Когда заказывали торт к получению награды, долго не раздумывали, каким он должен быть. Конечно, с деревом. |
— В детские дома вас пускали без проблем? Насколько они оказались открыты для кинокамер?
— Все оказалось даже проще, чем мы думали. Мы просто приходили в детский дом, спрашивали, как нам поговорить с директором, и нас тут же провожали к директору. Нигде и никто нам не отказал, ни разу мы не услышали: «Нет, здесь снимать нельзя». В итоге мы решили снимать в детском доме №7. Ребята в основном снимались в массовке. Для них это было целое событие, ведь мы приезжали с камерами, со световым оборудованием, с гримерами… Надо было видеть восторг в их глазах: «Уау! Мы снимаемся в кино». Удивительно, как ответственно они подходили к тому, чтобы сыграть свою, пусть и маленькую, роль.
— А профессиональные актеры в кино снимались?
— Да, у нас снималась девушка из действующей труппы Драмтеатра. Она очень активно помогала ребятам, давала мини-уроки по актерскому мастерству, в нужный момент помогала им сосредоточиться. Роль главной героини сыграла девочка Света — мы ее выбрали на кастинге. Девочка, хоть и не актриса, но уже успела поучаствовать в конкурсе «Маленькая мисс», она занимается гимнастикой, так что перед публикой выступает не в первый раз.
|
---|
Исполнительница главной роли — девочка Света — на празднике в честь получения приза от торта отказалась. «Надо блюсти фигуру», — говорит. Света занимается гимнастикой, а там за весом даже таких маленьких принцесс строго следят. |
— Актеры получали гонорар за съемки в фильме?
— Нет, все люди работали на добрых началах. Мы сразу об этом предупредили.
— Сколько вы потратили на съемки фильма?
— На конец производства фильма затраты составили 500 долларов, это чуть больше 15 тысяч рублей. Это без учета расходов на отправку фильма на фестивали и организацию премьеры.
— На чьи деньги снималось кино?
— На наши собственные. Мы, к сожалению, не смогли найти спонсоров. Приходили в Союз кинематографистов, к бизнесу, но никому неинтересно поддерживать молодых режиссеров, которые снимают короткометражку на социальную тему. Все покивали головой, мол, да — тема вечная, за душу берет, но денег не дадим.
Короткий метр — это некоммерческий продукт: его не продать, не поставить в прокат кинотеатра. Он не принесет прибыль. И мы это прекрасно понимали. Но понимали и то, что должны снять это кино.
Основные расходы пришлись на аренду техники. Финальную сцену, например, мы снимали с мини-вертолета, который поднимался от озера.
|
---|
Ребята из детского дома с воодушевлением рассказывали о том, как снимались в кино. Девочки немного стеснялись («у нас ведь роль второго плана»), а мальчишки наперебой разъясняли, как все происходило. |
— Как решили, что нужно отправлять работу на фестиваль?
— Мы изначально делали картину для фестивалей. Мы прекрасно понимали, что у короткометражки в принципе может быть две судьбы: ездить по кинофестивалям либо пылиться на полке. Выбор очевиден, поэтому мы сразу составили список фестивалей, куда отправим киноленту. Недавно нам пришло письмо с хорошей новостью о том, что мы прошли конкурсный отбор и нас будут показывать в конкурсной программе албанского фестиваля. Впереди еще российская «Кинопроба».
— О фильме всерьез заговорили только сейчас. Где можно увидеть «Дерево счастья»?
— Сегодня для этого нужно поехать на кинофестиваль в Албанию. К сожалению, мы не можем выложить фильм в открытый доступ в соцсетях или на YouTube — таковы требования кинофестивалей, где картина еще будет участвовать в конкурсном отборе. Даже если бы не было этих ограничений, устроить массовый показ в кинотеатре — тоже сложно. Ни один кинотеатр не готов менять прокатную программу, сдвигать блокбастеры, которые приносят основной доход, ради социального кино. И это нормально. Они зарабатывают деньги.
Мы благодарны уже за то, что «Салют» выделил нам время для премьеры в январе, помог организовать праздник для ребят из детского дома, когда наша испанская награда наконец, добралась до России. Мы позвали всех сюда же, где показывали фильм впервые. Ведь это не только наш приз — режиссера, оператора, продюсера — это в первую очередь их приз.
|
---|
Короткометражки снимать не выгодно, мы это понимали. Но после фильма многие нам говорили: «Спасибо за надежду». А значит, это стоило того. Даже если нет результата, выраженного в рублях, считает молодой режиссер. |
— Кроме наград, какой был результат?
— После премьеры мы всем раздали маленькие анкеты с просьбой написать впечатление о фильме. Их заполняли все зрители, в том числе и дети из детского дома. Было очень много листочков с короткой фразой «Спасибо за надежду». Это дорогого стоит. Надежду не купить ни за какие деньги и ни в одном магазине. Мы уже не зря старались.
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU