Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Производственный репортаж: в Оперном театре стряхнули пыль со старинных па

фоторепортаж
28 февраля 2013, 17:39
Фото: Алиса Сторчак; 66.RU
В первый день весны в Оперном театре премьера: серия балетов «XIX — XX — XXI», которая охватывает три эпохи. Последняя, современная, часть создана хореографом Вячеславом Самодуровым специально к первому дню весны.

Уже завтра на сцене театра зрители увидят долгожданную премьеру: «XIX — XX — XXI», новую постановку Государственного академического театра оперы и балета. Балет условно разбит на три части, у каждой — свой постановщик. И если первые две ставят специалисты из Дании и Нидерландов, то последняя — дело рук художественного руководителя балета Вячеслава Самодурова.

Впрочем, за плечами Самодурова огромный опыт. Многие считают, что именно с его приходом в нашем Оперном началась новая жизнь — Вячеслав буквально кипит новыми идеями. Начав карьеру в Мариинском театре, он достаточно быстро стал танцевать главные партии. В 2000 году артист переезжает в Нидерланды, где также становится премьерным танцором Национального балета. В 2011 году хореограф возглавил балет в нашем театре.

Мы застали его за репетицией, и специально для читателей Портала 66.ru Вячеслав Самодуров рассказал о грядущей премьере и новинках, ожидающих нас в этом театральном сезоне.

— Вячеслав, насколько мне известно, вы готовились к этой премьере с сентября, специально приглашали постановщиков из Датского Королевского балета, Национального балета Нидерландов. На что будет похож конечный результат?
— Действительно, все усилия театра сейчас направлены на подготовку нашей премьеры. Это вечер трех одноактных балетов, очень разных как по стилю, так и по содержанию. Программа называется «XIX — XX — XXI. три века, три балета, три стиля». Начинаем мы с одного из наиболее старинных сохранившихся балетов, это «Консерватория» Бурнонвиля. Прекрасная хореография датского хореографа и стилизованный балетный класс XIX века на сцене. Зритель может увидеть, как артисты оттачивали свое мастерство в прошлом. Немногое изменилось с тех пор. Разве что вместо скрипача у нас теперь пианист, но в целом фундамент мастерства закладывается точно так же. Декорации будут очень красивые, это сценография Альоны Пикаловой, художницы Большого театра России, показывающая старинную балетную студию красиво и элегантно, с размахом.

Вячеслав Самодуров и датчанка Дина Бёрн (на фото) легко нашли общий язык — Вячеслав регулярно посещает репетиции датчанки.

Второй балет — «Пять танго», это хореография живого классика XX века Ханса ван Манена. Ван Манен — очень харизматичная фигура, признанная во всем мире. Его балеты шли, наверное, везде, за исключением российских театров. Название «Пять танго», мне кажется, говорит само за себя. Это балет о страсти, о чувствах, когда эмоции пылают внутри, а снаружи все холодно и спокойно. Этот контраст, как мне кажется, только усиливает пламенную природу танго. Это балет на музыку Астора Пьяццолла, остаться равнодушным к которой просто невозможно.

Последняя часть премьеры — моя, это балет XXI века, и для него я выбрал музыку современного финского композитора Эйноюхани Раутаваара, она называется «Саntus Аrcticus», что в переводе означает «Арктические песни». Это будет фантазия на тему Севера и нашей жизни в нем. Создание балета в буквальном смысле идет шаг за шагом. Мне очень нравится фантастическая музыка, в записи использованы голоса арктических птиц, с нотами тревоги и меланхолии. По характеру это очень скандинавская музыка, и я не уверен, что она исполнялась в России прежде. Но она очень красива, и меня это вдохновляет. Как всегда, времени мало, но хочется сделать больше и больше.

— Расскажите подробнее о вашем «Саntus Аrcticus», какие «фишки» вы приготовили для зрителя в этот раз?
— Всегда очень трудно говорить о балете, который сам создаешь, потому что находишься внутри творческого процесса, очень тяжело сделать шаг в сторону и посмотреть, что же получилось. Мне кажется, музыка и есть самая большая «фишка». Это очень сложное, красивое произведение. К тому же это новая работа для театра, сделанная специально для труппы, что само по себе интересно.

Рождение нового балета происходит буквально на репетиции. Вновь и вновь прослушивая музыку, хореограф вносит корректировки в движения артистов, одинаково ярко показывая и мужские, и женские партии.

С артистами приятно работать — они полностью отдаются танцу, музыке, и мне кажется, у нас есть шанс сделать хорошую работу. Дизайнером выступает английский сценограф Энтони Макилуэйн, он уже сделал декорации к нашему спектаклю «Amore buffo», с которым мы ездили на «Золотую маску». Мне близки его идеи и творчество. Идея сценографии очень простая, но мне кажется, должна произвести сильное впечатление. Художник по костюмам Большого театра России Елена Зайцева, мы знаем ее по работам в классическом стиле, мне нравится ее чувство стиля и формы, поэтому я и попросил ее сделать костюмы для своего балета.

— К слову, как «Amore buffo» приняли на «Золотой маске»? Вы вернулись из поездки не так давно и воспоминания наверняка еще свежи.
— Балет в первый раз выступал на конкурсе «Золотая маска», и для нас это было очень ответственно и волнительно. У нас были достаточно тяжелые условия: всего полтора часа репетиций на сцене, а потом сам спектакль. Все прошло хорошо, все необходимые службы работали как часы. Это был первый спектакль в рамках «Маски», так что дальнейшую программу, к сожалению, посмотреть не удалось. Рад, что наши артисты сумели проявить бойцовский характер и выдержали все с честью.

Вячеслав Самодуров: «Я не оцениваю шансы на «Маску» — это работа жюри, мы со своей стороны сделали все, что могли. Теперь все зависит от мнения экспертов».

— Были позитивные отзывы?
— Отзывы могут быть разные, для меня не это главное, главное — как прошел спектакль и как станцевали артисты. Слышал очень много позитивных реакций от публики, мне говорили, что труппа выглядела очень хорошо, сильно, не провинциально, с хорошим вкусом. Поэтому я очень доволен результатом.

— Какие сюрпризы вы готовите на вторую половину сезона?
— У нас намечается серия гала-концертов. В частности, в марте пройдет «Dance-платформа плюс», это реплика в сторону воркшопов молодых хореографов, которые проходили в театре в сентябре. Это мероприятие имело грандиозный успех и широко освещалось федеральными СМИ. Поэтому мы решили повторить лучшие номера, которые были сделаны хореографами для первой сессии.

Театр выступает как своеобразная теплица для начинающих хореографов. Поэтому мы приглашаем тех хореографов, работы которых были наиболее удачными, сделать новые небольшие постановки для труппы. Конечно, будут приглашенные звезды — ведущие артисты Большого театра России Анастасия Горячева и Андрей Меркурьев и танцовщик из Голландии Руби Пронк, покоривший зрителей сентябрьской «платформы» мастерством владения своим телом. Этот вечер будет ориентирован на современную хореографию XXI века, и мне кажется, это должно вызвать в городе большой интерес.

По инициативе Вячеслава Самодурова в Екатеринбургском театре оперы и балета в сентябре 2012 года стартовал уникальный проект по поддержке молодых хореографов «Dance-платформа». В этом году театр решил продолжить данное начинание, не оставившее равнодушным и нового министра культуры Павла Крекова. Сегодня он назвал современную хореографию одним из приоритетных направлений развития культуры.

Через месяц, 12 апреля, у нас пройдет весенний концерт, мы решили посвятить его весне, радостному настроению и подбирали хореографические номера с уклоном на легкость, энергию, жизнерадостность. Мы начинаем с классики, с замечательного комедийного балета Мариуса Петипа «Привал кавалерии». Будут приглашенные звезды из New York City Ballet, Берлинской национальной оперы и других известных театров. Я думаю, этот концерт будет кульминацией наших весенних проектов.

Фото автора

Алиса Сторчак