Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Лучшие фотографии балета от Vogue: история человеческих страстей

12 февраля 2013, 16:20
фоторепортаж
Лучшие фотографии балета от Vogue: история человеческих страстей
Фото: Алиса Сторчак для 66.ru
В новой выставке «Dance in Vogue» — более ста фоторабот самых известных фотохудожников мира. А в небольших комментариях к ним — пылкие истории человеческих страстей.

В фотографическом музее «Дом Метенкова» открылась выставка от журнала Vogue. На этот раз героями фотографий стали не фотомодели или лица VIP, а балетные танцоры. Вы увидите 120 фоторабот, вдохновленных танцем. Снимки были сделаны в разное время великими фотографами — от родоначальника модной фотографии барона Адольфа де Мейера до Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона и Патрика Демаршелье. Как отметила редактор русского Vogue Виктория Давыдова, самым главным романом прошлого века стал роман балета и модной фотографии. Примы-балерины становились законодателями светской моды, а дизайнеры искали вдохновение у великих хореографов. В результате выставка — не просто экспозиция, созданная из изумительных фотографий. Это целая эпоха.

Есть и концептуальные работы, сравнивающие современную глянцевую «модель девушки» из журнала с живыми, пластичными телами настоящих танцовщиц.

Стоит потратить несколько минут на пояснительные карточки к фотографиям. Даже не будучи узкоспециализированным балетным экспертом, несложно разглядеть за снимками истории жизни, славы, взлетов и падений.

Это ноги Сильви Гиллем, выточенные тренерами национальной сборной Франции по художественной гимнастике. Эти ноги не знали себе равных в 1990-х. Их хозяйку называли киборгом, а в интернете появлялись ролики с интригующим названием «Сенсация! Сильви все-таки человек» — в ролике танцовщица слегка запиналась.

А вот и 1963 год — трагичная история Аллегры Кент и гения Джорджа Баланчина. Выходец из России, он делал гениальные постановки на музыку Стравинского. Линкольн Керстайн, гомосексуалист и основатель NY City Ballet, влюбился в Баланчина и увез Джорджа, убежденного гетеросексуала, в США. На Манхэттене началось их совместное создание балетной империи и гомосексуальной тусовки. Мальчиков брали прямо с улицы и выращивали из них знаменитых балетных танцоров, фотографов и артистов. Баланчин же любил балерин. Когда в труппе появилась новенькая — Аллегра, он уже был глубоко и безнадежно женат, но любимице прощал все. Специально для нее написал «Сомнамбулу», где женщина доверчиво ступает туда, куда ведет ее мужчина, и другой балет — «Агон», где женщина сжимает мужчину, как питон.

Аллегра (на фото) вышла замуж и родила четверых детей. Этого он ей никогда не простил — больше он не поставил для нее ничего.

А вот и сам Баланчин. Несмотря на непритязательную внешность лучшие женские танцы XX века сочинил именно он. По вечерам бог женской хореографии любил смотреть глупые вестерны.

Джордж Баланчин (фото 1977 г.) мог превратить обычную девочку в богиню театрального Манхэттена.

Балетные истории — истории тщеславия. Знаменитая Наталья Макарова в Кировском театре была объектом балетных шуток. Говорили, что в молодости она уснула с перекисью на волосах, а когда проснулась, было уже поздно.

Шутки не помешали Макаровой получить американское гражданство и миллионное состояние.

На протяжении всей истории быть танцовщицей из России практически всегда означало иметь успех. Англичанки меняли фамилии, чтобы имена смотрелись более русскими. Но главное, история балета — это история любви. Женщины — к мужчине, мужчины — к женщине и, конечно, мужчины — к мужчине.

Есть в коллекции и экспрессивные снимки профессионального фотографа-фетишиста (Жанлу Сьефф, 1972), намекающие на то, что балет — абсолютно фетишистское искусство.

Не редкость в балете и любовь к самому себе. Особенно выделяется Серж Лифарь (1930 год). Наиболее ярко писал он о себе сам — в автобиографии. Он был очарован собой и своим прекрасным, атлетичным телом. В Париже он поставил балет «Икар», но его путь считали, скорее, путем Нарцисса.

Нарциссизм — профессиональная болезнь танцовщиков-премьеров, но Лифарю прощали все. Именно он преобразил французский балет, сделав его более современным.

Выдающийся современный фотограф Энни Лейбовиц однажды сказала: «Танец почти невозможно снимать, потому что он рожден из воздуха и исчезает в нем». И тем не менее мастера фотографии доказали, что могут и воздух поймать в объектив своей камеры.

В грядущие выходные в Екатеринбург приезжает Большой театр — выставка «Dance in Vogue» — неплохой способ продолжить балетную тему. Отметим, экспозиция будет открыта до 31 марта на Карла Либкнехта, 36.