Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Старый новый рок»: лекции, политики, океаны пива и все виды музыки

14 января 2013, 23:25
«Старый новый рок»: лекции, политики, океаны пива и все виды музыки
Фото: Алиса Сторчак для 66.ru
Всемирно известные звезды, отечественные музыканты «из первой лиги» и просто ребята «с соседнего двора», как в калейдоскопе, перемешались на одной площадке. Каждый искал свою, настоящую музыку.

Как встретишь год, так его и проведешь. Повторив «Старый новый рок» в 12-й раз, организаторы фестиваля вполне доказали, что это правило работает и в старый Новый год.

За время проведения формат мероприятия менялся неоднократно, в конечном итоге придя к следующему знаменателю. Около 70 групп распределились по четырем тематическим площадкам, где в течение 8 часов доказывали, кто из них круче, громче и экстремальнее. Как отметил директор фестиваля Евгений Горенбург, это неплохой шанс для молодых (но тщательно отобранных предварительной комиссией групп) показать себя. Не важно, давно ли ты в музыке, молод или стар. Если смог за 15 минут завоевать и удержать внимание публики, добиться толпы отчаянных фанаток на шею и очереди из журналистов на интервью — молодец. Честно заслужил.

В предварительный отбор попали примерно 600 групп, среди них как знаменитые, так и не очень. География самая обширная: Россия, страны СНГ, Америка. Комиссия из закаленных рокеров, среди них Шахрин, Самойлов, выбирала наиболее приличных. Главный критерий — хорошее живое выступление.

Огромный выбор — не всегда плюс. «Старый новый рок» сделал зрителей заложниками формата: люди, как потерянные, курсировали между площадками «Альтернатива есть!» (привет, Nirvana), ВИМ-stage (для романтиков, зал с сидячими местами), Rap-stage и главной сценой President stage с большим танцевальным залом, VIP-местами на лоджии, улетевшими из касс по 4000 за стул, и хорошо работающими кондиционерами. На пути от одной сцены к другой зрителя ждали добрые феи — продавцы холодного пива. Накачиваясь все больше, от перехода к переходу слушатели пытались обходить залы на 5, 10, 20 раз, боясь пропустить что-либо интересное. Самые грустные лица за этот вечер я увидела сразу после начала, в 16:00, когда пива в крови было еще мало, а групп на сцене — много. Люди жаловались, что и за два обхода слушать было нечего. Посетив зал «Альтернатива есть!», где молодые москвичи пытались покорить публику скорее богатой мимикой лица, чем исполнением, я едва с этим не согласилась. Да и ВИМ-stage по первости звучала несколько неубедительно:

Абстрагируясь от имен, President stage порадовала очередными «Ранетками»:

Зато в многочисленных точках общепита дух старого рока жил как нигде: и очереди, и звук битого стекла, и танцы, и запах коньяка.

По первости зрители кучковались в нижних залах, где вместо старого или нового рока был телевизор с концертом «Уральских пельменей». Коньяк с салатиками за 250 рублей — отличная замена всем сценам.

Но мы, в конце концов, не есть сюда пришли. Я нашла прекрасную альтернативу площадкам — зал мастер-классов, где «тертые» рокеры в лице журналиста и продюсера Александра Кушнира, рок-музыканта Вадима Самойлова, саундпродюсера, музыканта и композитора Владимира Елизарова учили зарабатывать нелегкий музыкальный хлеб.

Фееричным вышел рассказ Александра Кушнира. Когда-то этот человек работал с Земфирой да и в целом много повидал. Сейчас его внимание занимает личность Сергея Курехина и его «Поп-механики» (известной группы 1980-х).

В частности, Кушнир подробно описал продюсерские способности Сергея Курехина, доказывающие, что и за железным занавесом можно было многое. Экстравагантной «Поп-механике» удалось засветиться по ТВ, ввергнув в состояние легкого транса Министерство культуры, где немедленно было принято решение созвать комиссию из десяти человек и подробно ознакомиться с творчеством группы. К удивлению комиссии, Курехин играл все больше «по углам» - несолидно. И Москва отдала распоряжение бесплатно предоставить «Поп-механике» самый большой зал в Санкт-Петербурге.

Счастью Курехина нет предела — его лицо по всем афишам. Остались пустяки — комиссия. Пятерых мужчин взяли на себя участники группы. Подробный осмотр достопримечательностей города с употреблением качественного коньяка на каждом объекте дал нужный результат — комиссии понравилось все. Пятерых женщин обаятельный Курехин очаровывал лично, и ведь удалось. Впечатление комиссии не испортила даже эпатажная корова, вытащенная Курехиным на сцену — от ужаса животное «украсило» новые примочки приятеля Цоя Юрия Каспаряна свежим навозом. Приглашенные в зал дипломаты увиденное оценили, после чего у группы началась серия выездных турне.

Мастер-класс от Вадима Самойлова о творческом самовыражении проходил в формате беседы и был не менее интересен. После выступления Вадим с удовольствием общался с поклонниками, отметив, что для некоторых фестиваль может стать дорогой к успеху. Главное — понравиться нужному человеку.

Что характерно для подобных шоу, зрители подтягивались к хедлайнерам. Так, за главный рэп отвечал украинский парень ЯрмаК.

В этом году рэп-зал практически пустовал, в среднем большая часть выступлений копировала манеру и характерные фразы Noize MC.

Но с приходом ЯрмаКа кое-что поменялось. Весь в белом, с сияющими синими глазами, он показал, что не зря ест свой хедлайнерский хлеб. «Не знаю, кто это, я, вообще-то, шла в туалет, но остановилась и отойти от сцены не могу», — толкнула меня в бок одна из зрительниц. А мужчина «за 50» признался, что завис в зале, потому что пиво в местном ларьке — самое холодное. Что ни говори, повезло все-таки ЯрмаКу.

Мы застали артиста в момент трогательной речи. Рифмуя слова, он рассказывал, что вырос в бедной семье и даже не имел приличного одеяла. И вот музыка дала ему кое-что, помимо счастья и радости.

Подавив желание помочь деньгами, обнять и обогреть, мы проследовали от сцены ЯрмаКа туда, где правит альтернатива. И надо же, повезло. Расположение сцены — самое неудачное, в закутке, звук слишком громкий, зал узкий. Поэтому и посетителей здесь трется не так много. В момент нашего прихода их было человек 15, а жаль: люди многое пропустили.

На группу GROGGY из Омска стоит обратить внимание. Если на первых песнях это была больше Nirvana, то на последних вектор переместился куда-то ближе к Led Zeppelin. Отличные костюмы, эффектное поведение на сцене. Вдвоем, а жгут за десятерых. Приятное открытие.

Тем большим разочарованием стала топовая группа LUMEN. Их ждали, их любят, на них шли. Но, честно говоря, по сравнению с 15 минутами GROGGY усталый хриплый голос лидера группы Тэма Булатова и блеклое звучание расстраивали неимоверно. Зато окончательно стало понятно, почему топ — это топ. Плохой звук и бедный вокал LUMEN компенсировали энергетикой и политическими слоганами.

После каждой песни Тэм делал паузу и толкал речь о социальных проблемах, отлично перекликающуюся с содержанием песен. Он вспомнил и о «законе Димы Яковлева», предложив уйти всем политикам. Перед следующим выступлением отметил, что все мы, очевидно, не доживем до пенсии из-за нашего унылого законодательства. «Да-а-а», — скандировал разгоряченный пивом зал, еще чуть-чуть — и на баррикады бы с ним полез. Но — это была всего лишь прелюдия к «Сиду и Нэнси».

Уфимцы выступают у нас часто, а вот американцы играют не каждый день. Гвоздем ВИМ-сцены стала группа Someone Still Loves You Boris Yeltsin (SSLYBY). Одним из спонсоров был Фонд Бориса Ельцина, так что группа попала куда следует.

Солисты совершенно очаровательны. Ребята приехали из Спрингфилда, можно сказать, с родины самого Гомера Симпсона, и не планировали никогда играть в России. А название выбрали странное, потому как однажды им стало нашего Ельцина жалко.

После всего, что за день прошло через ВИМ, неожиданно было услышать их мелодичный indie-rock. Направление, конечно, на вкус и цвет, но многие эту забавную, нежную группу оценили. Кое-что из их песен с удовольствием можно переслушать и сейчас.

Однако настоящими лидерами вечера стали Вася Обломов и 10сс. Для «олдскульного» уха сравнение, конечно, не счесть какое смешное. Если первый — «новодел» с социально-обжигающими текстами, то вторые — группа «из первой сотни», ребята с необыкновенно сложной, продуманной музыкой, собиравшие стадионы, заключающие контракты на миллионы долларов и до смешного мало известные в России. Deep Purple у нас знают куда больше, хотя на мой скромный вкус, звук (и форма) у 10сс сейчас куда лучше.

Вечер звезд на фестивале начался с задержкой в час, и в огромный ВИМ зал с мягкими креслами пришли все. Они кричали: «Мы ждали, мы любим тебя, Вася!» — все стулья и проходы были заняты. В это время главная сцена опустела - готовилась к выходу 10сс. И в тот момент казалось, что, если Вася продолжит играть, кроме нескольких друзей Евгения Горенбурга на концерт 10сс так никто и не заглянет. Было бы неудобно перед парнями.

Тем временем злой и остроумный парень Вася Обломов узнал о визите на фестиваль полпреда Холманских и его высказывании в отношении персоны Василия (полпред заметил, что его творчество имеет право на существование). Со сцены артист позволил себе маленькую месть: «Видел тут вашего полпреда, да, кажется, спутал его с токарем из Перми». Зал лег.

На концерте прозвучало несколько песен с нового альбома, остальные — проверенные старые: «Мы ритмы окон», «Магадан», «Кто хочет стать милиционером», «Унылое г…» и др.

Живьем Обломов ничуть не хуже, а местами и лучше, чем в записи.

Выступление 10сс оставили на сладкое, в зал подтянулись и многие из выступавших сегодня. Американцы имени Бориса Ельцина ждали этого весь вечер: для них 10сс — одна из любимых групп, и кто мог подумать, что увидят они ее здесь, в Екатеринбурге. Действительно, заманить их сюда (впервые в Россию) многого стоило. Горенбург, в школьные года выписывающий заветные четыре знака на сумках с вещами, признался, что далось это ему буквально чудом. К сожалению, съемку хедлайнеры запретили. Но специально для вас — фрагмент знаменитой I'm not in love:

Группа действительно поразительно звучит. Как, как за без малого 40 лет им удалось сохранить голос в такой отличной кондиции?

10сс были как четко отлаженный, хорошо смазанный механизм. Своевременные партии, блестящее соло, безупречный голос.

Удивительная все же вещь — музыка. Десятки лет уходят на достижение безупречной техники, сотни раз на концертах — одни и те же песни. Перелеты, замена состава, ссоры, жизнь. А потом они стоят здесь, у нас, и их сложная музыка звучит как одно целое, так, как будто они играют ее впервые, она льется из них естественно и непринужденно, рождая в душе простые, но чистые эмоции, которые не вытянуть бестолковой экспрессией.

Бессменный организатор фестиваля Евгений Горенбург, навечно влюбленный в 10сс, сгоряча сказанул, что теперь, когда на «Старом новом роке» выступили ОНИ, дальнейшие фестивали смысла не имеют, мол, ничего круче просто не привезти. Но кто знает, если сбылись они, может быть, теперь все возможно? И на 13-м фестивале, 13 января 2014 года, на сцену выйдут оставшиеся в живых Led Zeppelin или The Beatles.

Фото автора