Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Уралрок-2012»: взять живым или мертвым

19 августа 2012, 13:51
Портал 66.ru побывал на знаменитом фестивале и узнал у его участников, прав ли был Борис Борисыч, сочинив песню «Рок-н-ролл мертв».

В конце прошлого века бренд «уральский рок» так сильно гремел по всей стране, что местная сцена до сих пор почивает на его лаврах. Хотя за последнее десятилетие заявить о себе на федеральном уровне удалось, пожалуй, только группам «Сансара» и «Обе две». Сегодня с рок-музыкой на Урале складывается парадоксальная ситуация. Скоростной интернет стер границы между городами и странами, позволяя каждому новому имени попытать счастья на мировой арене, а развитая индустрия звукозаписи уравняла шансы всех групп на успех.

С другой стороны, в столице Урала с каждым годом становится все меньше рок-клубов и фестивалей, так что молодежи остается оттачивать мастерство и набираться сценического опыта на многочисленных репетиционных студиях. Ну и рассчитывать на то, что хотя бы раз в год им посчастливится выступить на крупном открытом сейшне.

Этим летом местные промоутеры порадовали уральских музыкантов двумя заметными мероприятиями — сборным концертом на байк-шоу «Черных ножей» и традиционным «Уралроком». В отличие от юбилейного прошлогоднего фестиваля, помпезно прошедшего в два этапа с привлечением площадки «Телеклуба», на этот раз все было куда камернее.

Никаких громких имен в хэдлайне, никакой площади 1905 года, только золотые 90-е, только хардкор. Организаторы оперативно выбрали 17 групп, дали им по 20 минут на выступление и вывели их на сцену возле УрФУ. Сцену возвели даже не на входной группе университета, как это было со многими другими фестивалями, а прямо возле остановок общественного транспорта на улице Мира.

Уже на подходе к площадке стало ясно, что праздник рока будет сонным и без огонька. На периметре алкоголь не продавался, а со своим не пускали полицейские, со скучающим видом дежурившие на входах. Это все же не помешало тем, кто хорошо знаком с географией университета, миновать кордоны и прокрасться с горячительным к самой сцене. То тут, то там из рюкзаков и сумочек украдкой доставались бутылки с колой (в которых, судя по пасмурной погоде, явно была не только кола) и характерные полторашки.

Вел «Уралрок» бессменный конферансье всех фестивалей Александр Яшников. Так что все присутствущие получили в качестве бонуса изрядную долю новейших филологических изысков вроде «мягкая точка пятого назначения» и «намотались на нижние чакры», выдававшихся Александром между выступлениями групп. Концерт трудно и долго раскачивался в начале, как слушатели, так и сами музыканты откровенно скучали. Проблемы с гитарным звуком также не добавляли оптимизма происходящему.

Ближе к концу фестиваль все же смог войти в стабильную колею. Знатоки утверждают, что нынешний «Уралрок» выехал на плечах «корпоративщиков», то есть тех, кто обычно играет на корпоративных мероприятиях. Из более-менее известных широкому кругу слушателей групп в фестивале приняли участие «Мохнатые ракеты», Cosmic Latte, новоуральцы «Радио» и армянско-уральско-немецкая коллаборация Rogi.

В кулуарах «Уралрока» корреспондент Портала 66.ru решил выяснить у музыкантов, что стимулирует их упорно репетировать, выступать и записываться за собственные деньги в условиях, когда в Екатеринбурге практически не осталось доступных рок-клубов, идей и тех, кто способен их поддержать. Хотя при таких раскладах даже самым оптимистичным наблюдателям кажется, что «рок-н-ролл мертв», музыканты придерживаются другой точки зрения.

«Разве можно сказать, что рок на Урале умирает? На мой взгляд — нет». Сергей Сосновских, фронтмен группы Pine Divine, знает, что говорит — за его плечами три года жизни и учебы в Англии, колыбели мирового рока. «То, что он меняется и становится более попсовым или электронным — это нормально, это эволюция рока и музыки в целом, — размышляет музыкант. — В Екатеринбурге действует огромное количество отличных групп, а значит, выше конкуренция и больше стимулов писать интересную и качественную музыку».

Для Сергея и его соратников музыка является, как он говорит, «профессиональным хобби». Они занимаются ей серьезно, хотя и не рассчитывая на особый доход, так что параллельно все музыканты Pine Divine заняты на «гражданских» работах. А главным стимулом творчества считают неравнодушие публики.

У матерых прог-рокеров из группы «Грани мира» подход несколько иной. «Мы хотим получить возможность донести свои творческие и философские идеи до как можно большего числа слушателей, — говорит басист группы Александр Жумабеков. — Для этого сами слушаем море различного рока и не только. Это помогает нам учиться, прививать себе новое музыкальное мышление, отходить от штампов. Рок — такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как воздух, которым мы дышим».

Александр тоже верит в то, что рок жив: «Мы много выступаем на площадках Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени и встречаем отличные, но, к сожалению, пока никому не известные рок-команды. Многие из них уникальны, и не только благодаря профессионализму музыкантов или их харизме, а потому что им есть что сказать своим творчеством, и они отлично это умеют. А пока рокерам есть о чем петь, рок не умрет».

Фронтмен «Cosmic Latte» Илья Кузьминых обозначает свое место на рок-сцене с глубокой философской подоплекой. «Жив рок или мертв — это не важно, — говорит он. — Главное, чтобы люди были живыми, не только телесно, но и внутренне. Однажды мы решили найти три слова, которые бы полностью отразили нашу идею — личность, свобода, любовь. По нашему мнению, истинная жизнь не состоит, как считают многие, из бесконечной погони за благами. Она не подчиняется законам пространства и времени. Даже когда мы умрем, после нас останутся наши дела и поступки. Когда у нас получается донести это до слушателей и мы видим, что они радуются вместе с нами, мы получаем настоящий кайф. Это и есть наша главная цель».

Хотя рок жив, его сегодня очень мало, огорчается Евгений Агапитов, лидер новоуральцев «Радио»: «Большинство групп копируют друг друга, ведь придумать свое гораздо сложнее. Я, например, не понимаю российские и тем более уральские группы, поющие на английском языке. Ну, а группы, играющие кавера, вообще должны не выходить дальше клубов и ресторанов. Многие умеют играть слаженно, имеют хорошие инструменты и неплохие голоса. Вот только хитов и души в их песнях нет».

Говоря о вдохновении и стимулах, Евгений называет музыку «водой, наполняющей его с детства». Вспоминает магнитофонные бобины, пластинки с фотографиями, переписанные на сто раз аудиокассеты. Говорит, что музыка дает ему заряд бодрости «в наше нелегкое тоталитарное время».

Алексей Бобылев из «7 Dot Dice» еще со своей прошлой группой «One Glimpse Away» провернул нетривиальную комбинацию, которая позволила им стать услышанными за рубежом, не покоряя Россию как промежуточное звено. По его мнению, сегодня уральский рок переживает стагнацию: не увядает, но и не движется вперед. Все это из-за растерянности музыкантов, которых внезапно накрыло гигантской волной приходящих с Запада стилей, считает Алексей. А еще из-за того, что группы по много лет сидят на одной и той же теме без желания развиваться.

«Ну и публика сегодня пересыщенна предложением, — говорит Алексей. — Сейчас посмотреть на западные команды в Екатеринбурге стоит почти столько же, сколько и на местные. Разумеется, народ выбирает забугорный продукт. Но я призываю людей ходить и на концерты земляков. Видя ваши лица в зале и вашу поддержку, группам хочется творить ради вас. Знайте местные коллективы, посещайте клубы, вслушивайтесь в то, что через музыку хотят сказать и они -, а они могут сказать многое, я вас уверяю».

Вопрос
Как вы считаете, рок на Урале
  • 53%
  • 47%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию

Фотографии: Дмитрий Горчаков