Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Железное небо»: темная сторона Земли

6 июля 2012, 19:24
Финны сняли на деньги интернет-сообщества грандиозный китч о том, что природа человека не меняется даже вдали от его родной планеты. Портал 66.ru побывал на премьере.

Согласно «Вики», свежая мысль о фильме про вторжении нацистов с Луны на многострадальную Землю пришла его создателям с труднопроизносимыми финскими именами в сауне. Было это аж в 2006 году. Там же появилась идея пригласить в фильм главного немецкого кинозлодея Удо Кира и знатных словенских милитаристов Laibach в саундтрек. На воплощение банной болтовни в жизнь у труднопроизносимых энтузиастов ушло 6 лет.

В итоге мы получили атомный коктейль, замешанный на дизель-панке (это когда в основе футуристических механизмов лежат технологии середины XX века), гротескной научной фантастике, политической сатире и чистой арийской крови. После разгрома Третьего рейха остатки немецкой военной элиты мигрируют на Луну. Там они готовятся триумфально вернуться на Землю, готовя супероружие под названием «Сумерки богов» и параллельно воспитывая своих потомков в строгих канонах национал-социализма. В топливе для супероружия проблемы нет — на Луне найдены огромные запасы некоего гелия-3, за которым, к слову, охотятся и земляне. Проблема в компьютерах, необходимых для управления механизмами «Сумерек». Мощности компьютеров, имеющихся у нацистов, на это не хватает.

Ситуация в корне изменяется, когда в плен к лунным поселенцам попадает Джеймс Вашингтон — чернокожий астронавт, посланный на Луну в ходе предвыборной кампании действующего президента. Нацистский ученый обнаруживает, что телефон Вашингтона обладает нужным запасом мощности, чтобы поднять «Сумерки богов» над планетой. В самый ответственный момент телефон садится, нацисты восклицают «Нам нужно больше компьютеров», на Землю отправляется исследовательская экспедиция, а лунная база готовится к вторжению.

Как и многие другие франшизы, годами готовящиеся к выходу, «Железное небо» в итоге разочаровало солидную часть фанатов. Критика обрушилась как на картинку («не показали многое из того, что было в трейлерах»), так и на содержание («ну сколько можно полоскать американскую политику и высмеивать нацистов»).Сюжет фильма не то чтобы оригинален, картинка не то чтобы завораживает, актеры не то чтобы восхищают мастерской игрой. И дьявол кроется даже не в мелочах. Он прочно поселился в истории создания фильма, как бы говоря нам: «Эй, мы не поразим вас крутой историей и баснословными спецэффектами, зато этот фильм снят на деньги фанатов и при этом не выглядит любительским трэшем».

Но тэг «черная комедия» в случае с «Железным небом» оправдан на сто процентов. Кино действительно смешное, злобное и местами очень трогательное. Действие происходит в раздутом до гротеска антураже, типичном для многих комедий ужасов второго эшелона вроде «Нацисты-серфингисты должны умереть» или «Мертвый снег». Под стать и ключевые персонажи. Тон игре лунных злодеев задает несравненный Удо Кир в роли чахоточного лунного фюрера Корцфляйша, не расстающегося с шоколадными конфетами. На стороне земных сил зла сражаются циничная и доминантная леди-президент США и озабоченная политтехнологиня. Всем им противостоят наивная учительница-нацистка Рената и негр-астронавт, силами отца Ренаты превращенный в белоснежного голубоглазого блондина.

У «Железного неба» все же есть пара козырей в кармане, которые могут поставить его на одну полку с признанными космическими блокбастерами. Эпизоды битвы между нацистами и объединенным флотом земных спутников и взлета «Сумерек богов» сняты так, как будто Майкл Бэй ворочает стомиллионным бюджетом. Впечатление такое, что именно на них (а также на гонорар Удо Киру) были потрачены все 7,5 млн евро, собранные энтузиастами. А финальная сцена может оставить бесчувственным разве что твиттер камня в лесу.

Но интереснее всего было наблюдать, как в незнакомых враждебных условиях меняются модели поведения людей, хотя их сущность остается неизменной. Непримиримый и честолюбивый нацист Клаус Адлер начинает играть под дудку президента, и кажется, что американский образ жизни подмял его под себя. Но это продолжается ровно до тех пор, пока не настает момент вернуться к изначальной задаче. Рената в итоге понимает, что идеи национал-социализма приводят к разрушительным последствиям, но на ее стремлении нести свет и добро это никак не сказывается. И, наконец, мы видим, что жажда власти, собственничества и разрушения, заложенная в человеке, не ослабевает даже на огромном расстоянии от Земли.

Кино у финнов получилось, прямо скажем, не для всех. До статуса качественного развлекательного зрелища оно все же не дотягивает: слишком много монологов и грубой политической сатиры, да и спецэффекты могли бы выглядеть солиднее. Любителям вдумчивого многослойного кино тут тоже ловить нечего, ибо достаточно проблематично найти в пародийном трэше больше пяти скрытых смыслов. Ну, а фанатам дизель-панка и паровых наци оно придется в самый раз.

Фотографии: kinopoisk.ru