Почти час зрители переминались с ноги на ногу в ожидании, когда же начнется стрельба, взрывы, атака. И вот немцы засели в окопах посреди поля, прикрывая кучку домиков, в той самой стратегически важной деревне Чижовка под Воронежем, которую с переменным успехом занимали то наши войска, то немецкие в 1942–1943 гг.
У немцев черная форма, но вот мы видим, что в окопе затесалась красно-черная казачья шапка. Что это? Штрейкбрехер? «Это символ казачьего корпуса Верхмахта», — поясняет ведущий. Оказывается, у немцев они тоже были.
Уверена, что будучи членом военно-патриотического клуба, кои во множестве были представлены на поле, получаешь непередаваемое удовольствие от реконструкции. Ты — внутри, ты переполнен эмоциями, ты примеряешь на себя возможности: а смог ли бы ты так воевать, как, возможно, воевали деды?
Но вот замерзшим зрителям, удаленным от места событий километра на два, было видно немногое, и ожидания большинства — увидеть «эффектные голливудские взрывалки-стрелялки» — не оправдались. В толпе слышались разочарованные женские возгласы: «И это — все?», «А что они сейчас делают?» и одобрительные мужские прицокивания: «Гляди, танк поехал!».
Ведущий, срывая голос, комментирует: «В бой вступили наши минометы, при их поддержке войска прорываются сквозь фашистскую преграду и берут штурмом танковую дивизию»... Всего около ста бойцов с каждой стороны — русские и немцы — устраивают по полю что-то вроде догонялок: то наши вперед наступают, то немецкие лазутчики в касках, камуфлированных сухой травой, проскакивают по нашим рядам, оставляя после себя взрывы.
«Ура!» — скандировали зрители до начала боя. В патриотизме нашим гражданам не откажешь.
Пока гости праздника, приехавшие с детьми из разных городов Свердловской области и даже со всего Урала, побежали фотографироваться на фоне макетов орудий, корреспондент Портала 66.ru разговорился с танкистом.
— Почему у вас немецкий танк?
— Потому что я с детства мечтал восстановить историческую справедливость и макет танка Т4. Вы обратите внимание: в любом советском фильме советские танки давят пешком идущих фашистов, у которых якобы и нет никакого вооружения. А между тем, исторически было почти наоборот. Это немцы в начале войны, имея такие танки, с успехом брали все новые и новые территории.
Танкист — весь в царапинах и кровоподтеках, такое ощущение, что он действительно только что из боя. Голубоглазый и седой, он и впрямь в некоторые минуты кажется истинным арийцем. Впрочем, вся его «арийская сущность» умещается на небольшом огороде, тут же, в поселке Шарташ. Свою сущность — танк — он и ремонтирует, и содержит сам, сокрушаясь, что в нашем государстве это никому не нужно. Танк, конечно, ездит, но к полю боя его доставили на трейлере.
|
---|
Мимо нас проносятся дети: кто-то бежит на полевую кухню за солдатской кашей, кто-то взбирается на танк с молчаливого одобрения его хозяина. |
— Слава Богу, что такие реконструкции проводятся! Слава Богу, что нам разрешают! Ведь это — единственный способ патриотически воспитать молодежь, рассказать детям, как это было все на самом деле. Они же совершенно ничего не читают!
Напомним, что бои под Чижовкой длились почти семь месяцев, с лета 1942 г. по весну 1943 г., потери были огромными, победы и поражения — решающими. В итоге русские атаковали, немцы храбро сражались, но отступили.
Я смотрю на оставшиеся во множестве после зрителей пустые бутылки, склянки, пакеты, окурки, на отсутствующие туалеты и вспоминаю, как проводятся реконструкции в замках и крепостях Европы: на государственном уровне, благодаря муниципальным заказам. И начинаю еще больше гордиться нашим военно-патриотическим клубным движением, которое вот уже четвертый десяток лет играет на собственном энтузиазме и альтруизме. Ну, а пока такие бои собирают сотни зрителей из разных городов, выходит, кому-то все-таки это нужно. И зажигаются сигнальные ракеты. Желтая, две красных, зеленая и снова зеленая.
Текст: Наталья Кирсанова
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU