Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В кинотеатре «Салют» гостила гигантская сова

5 мая 2012, 19:17
Минувшей ночью в кинотеатре «Салют» французский художник Бертран Гаденн представил видеоинсталляцию «Сова».

Сова сидела справа от входа в кинотеатр, вертела головой, мигала глазами, с интересом разглядывала прохожих и зевак. Зеваки возбужденно дразнили птицу, не стесняясь в выражениях. Сова не боялась. Еще бы: рост ее превышал средние человеческие 180 см. О том, как приживаются птицы в городской среде, порталу 66.ru рассказывает автор.

— Бертран, у вас такой огромный послужной список: здесь и 12-летний опыт активной работы видеохудожника, и многолетняя профессура в художественной школе в Данкерке, и опыт работы в экспериментальном кино. Как выбираете, что и где показывать?

— Настоящий проект был федеральным, его организовало посольство Франции в России, которое и приглашало участников проекта. А уже по городам проект проходит там, где присутствует организация «Альянс Франсез». Так что можно сказать, в выборе я участвую редко. Однако в моей практике нередки и муниципальные заказы на художественное оформление пространства.

— А какие особенности вы заметили на екатеринбургской площадке?
— Сложности есть в абсолютно любых пространствах, в противном случае это было бы как-то слишком легко для творчества. Так что не самое последнее умение для современного художника — приспособиться к техническим условиям места, каждый раз находя решения, чтобы улаживать нюансы.

— Между тем, мне лично основным нюансом кажется большая подготовленность, даже искушенность екатеринбуржцев. Здесь жанр видеоинсталляции очень популярен…
— Каких-то опасений на этот счет я не могу выразить, поскольку я впервые в вашем городе, да и в принципе в стране. Я только открываю для себя в Россию, и для меня это очень приятное событие. В хорошем смысле я удивлен культурным богатством России.

— Хорошо, как в таком случае в мире воспринимают ваше творчество? Все-таки 12 лет для активного художника — это большой багаж!
— У меня нет чувства, что реакция в разных странах очень уж разная. И мне, конечно, было бы очень важно и интересно, как могут реагировать люди разных культур. Но на самом-то деле получается, что реакция у людей, как правило, почти одинаковая.

— И что это? Восторг, удивление, неприятие?
— Немножко все это вместе взятое. И также очень часто бывает безразличие, и даже удивление и страх, что необычно для меня.

После непродолжительной беседы профессор предложил посмотреть на инсталляцию. Да, сова удивляла своими яркими эмоциями, но, так скажем, не сильно удивляла. Отчего-то думалось и мечталось, что сова эта будет пересекать весь проспект Ленина или размахивать крыльями, накрывая кинотеатр сверху. Хотелось какой-то нереально мистической глобальности. Возможно, таким настроениям способствовала надвигающаяся полночь. А возможно, тот факт, что обычно проекты Гаденна проходят по миру с большим размахом.

Ему очень нравится представлять свои работы как в пространстве города, так и в галереях, центрах искусства. А чтобы «разбудить» картинку, ему, как правило, необходима темнота. Некоторые муниципалитеты заказывают продление искусства видеоинсталляции на день, на месяц или даже на три. Самый крупный проект случился в 2000 году. Если в тот год вы открывали для себя Париж, то на одной из набережных Сены вы могли увидеть летящую птицу.

В интернете уже давно можно отыскать работы учеников и последователей профессора Гаденна. Один из интересных авторов Нуанэ Дельгар, который носит марокканское имя, проживая в двух странах — Марокко и Франции. Он уже неоднократный участник множества биеннале.

— Профессор, вы даете какое-то направление ученикам или работаете в общих тенденциях?
— Моя преподавательская деятельность свободна от моего творчества, мы очень много работаем над тематикой произведений искусства, художественным наполнением, а не конкретно видеоартом. Каждый студент интерпретирует тему в собственной манере. Например, средствами видео можно сделать фильм, а можно — инсталляцию. Я оставляю студентам достаточную свободу выбора: видеоинсталляция, документальный фильм, научная фантастика, перфоманс — да что угодно! Сам я люблю заниматься фотографией. В моей коллекции — целый видео- и фотозверинец. Сегодня в Екатеринбурге я представил птицу, которая значительно крупнее, чем в живой природе. Она смотрит на нас прямо из кинотеатра. Одну из моих коллекции, похожих на эту, видели шотландцы. Просто потому что в 2005 году я побывал в Шотландии и работал вместе с заводчиком этих птиц над видео- и фотоматериалами. Теперь я показываю это всему миру.

Текст: Наталья Кирсанова

Видео: Оперативная съемочная бригада 66.ru