Ренни Харлин снимет на Урале триллер, основанный на реальной истории о загадочной гибели группы лыжников в феврале 1959 года. По сюжету фильма, группа американских студентов пытаются найти объяснение происшествию спустя 50 лет. Они задумали раскрыть загадку, с которой не смогли справиться профессиональные следователи и детективы-любители, пишет портал «Кино в Туле».
Историческая основа фильма: гибель на Урале туристической группы Дятлова.
Гибель тургруппы Дятлова — это событие, которое случилось, предположительно, в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале. Тогда группа туристов, возглавляемая Игорем Дятловым, погибла при невыясненных обстоятельствах.
23 января 1959 года группа из 9 человек — лыжников турклуба Уральского политехнического института в составе пяти студентов, трёх инженеров-выпускников УПИ и инструктора турбазы — отправилась в лыжный поход по северу Свердловской области. Группу возглавил опытный турист Игорь Дятлов. Поход был приурочен к XXI съезду КПСС.
Задача похода — пройти по лесам и горам Северного Урала лыжным походом 3-й (наивысшей) категории сложности. За 16 дней участники похода должны были преодолеть на лыжах не менее 350 км и совершить восхождения на североуральские горы Отортэн и Ойко-Чакур.
12 февраля группа должна была дойти до конечной точки маршрута — посёлка Вижай, послать телеграмму в институтский спортклуб, а 15 февраля 1959 года, через 23 дня, вернуться в Свердловск.
Ни один из участников группы так и не вернулся из похода. 26 февраля поисковой группой под руководством Слобцова была обнаружена пустая палатка с разрезанной стенкой, обращённой вниз по склону.
— Вход в палатку был обращён к перевалу. Палатка почти вся засыпана снегом. Вход в палатку был раскрыт. Из него высовывались простыни, служившие пологом. Скат палатки, обращенный к склону, был разорван ближе ко входу и в дыре торчала меховая куртка. Скат, обращенный к спуску по склону, был разорван в клочья. Перед входом лежала пара связанных лыж. У входа внутри палатки лежали печка, ведра, одно с флягой со спиртом, пила, топор, чуть дальше фотоаппараты. В дальнем углу палатки — сумка с картами и документами, фотоаппарат Дятлова, дневник Колмогоровой, банка с деньгами. Справа от входа лежали продукты, рядом с ними — две пары ботинок. Остальные шесть пар лежали у стенки напротив. Где-то в середине палатки — валенки, 3,5 пары. Возле сухарей лежало полено, взятое с места прошлой ночевки. Рюкзаки расстелены понизу, на них ватники и одеяла. Часть одеял не расстелена, сверху одеял — тёплые вещи. В ближней ко входу половине палатки обнаружены сухари, разбросанные на одеялах, шкурки от корейки.
В ходе поисков следователи и поисковые группы обнаружили необъяснимые факты гибели туристов:
Расположение всех трех тел, найденных на склоне, их позы указывали на то, что они погибали на обратном пути от кедра к палатке.
На телах первых найденных туристов не было следов насилия, все люди погибли от переохлаждения (при вскрытии было выявлено, что Слободин имел черепно-мозговую травму (трещину черепа 16 см длиной и 0,1 см шириной), которая могла сопровождаться неоднократной потерей сознания и способствовала замерзанию). Другим характерным признаком был цвет кожи: по воспоминаниям спасателей — оранжево-красный, в документах судмедэкспертизы — красновато-багряный.
— Расположение и наличие предметов в палатке (почти вся обувь, вся верхняя одежда, личные вещи и дневники) свидетельствовали о том, что палатка была оставлена внезапно и одновременно всеми туристами, причем, как установлено в последующем криминалистической экспертизой, подветренная сторона палатки, куда туристы располагались головами, оказалась разрезана изнутри в двух местах, на участках, обеспечивающих свободный выход человека через эти разрезы.
Ниже палатки на протяжении до 500 метров на снегу сохранились следы людей, идущих от палатки в долину и в лес... Осмотр следов показал, что некоторые из них оставлены почти босой ногой (например, в одном х/б носке), другие имели типичное отображение валенка, ноги обутой в мягкий носок, и т. п. Дорожки следов располагались близко одна к другой, сходились и вновь расходились недалеко одна от другой. Ближе к границе леса следы оказались занесенными снегом. Ни в палатке, ни вблизи нее не было обнаружено следов борьбы или присутствия других людей».
— Представленные на экспертизу предметы (свитер, шаровары) содержат радиоактивные вещества. Отдельные образцы одежды содержат несколько завышенное содержание радиоактивного вещества, являющегося бета-излучателем. Обнаруженные радиоактивные вещества при промывке смываются, то есть вызваны не нейтронным потоком и наведенной радиоактивностью, а радиоактивным загрязнением бета-излучением. Отсутствие соответствующих приборов и условий в лаборатории не позволило провести радиохимический анализ для определения химической структуры излучателя и энергии его излучения.
Роднянский начнет съемки фильма «Перевал Дятлова» по сюжету событий на Урале.
— Ренни Харлин упомянул эту историю среди прочих во время нашей первой встречи, и я сразу за нее ухватился. Это будет не боевик, а мистический триллер, расследование. Когда я был режиссером-документалистом, я довольно много снимал на Урале и хорошо знал историю группы Дятлова. Но оказалось, что в Америке она более известна, чем у нас — был даже документальный фильм.
Высказывались самые разнообразные версии: от военных экспериментов до инопланетян. Какая будет в фильме — говорить не стану. В истории этой действительно есть множество необъяснимых или трудно объяснимых фактов.
По его словам, съемки начнутся на Урале в марте, а в начале августа фильм будет готов.
Бюджет у проекта небольшой — всего 4,5 миллиона долларов. Съемочная группа, по словам продюсера, будет российская, а актеры — «и русские, и американские, и английские, но все неизвестные, мы сознательно ищем для фильма новые лица».
Прокат предполагается начать одновременно и в России, и в остальном мире, а конкретные даты станут ясны после Берлинского фестиваля, который пройдет с 9 по 19 февраля.
«Перевал Дятлова» будет участвовать в берлинском кинорынке наряду с прочими голливудскими проектами Роднянского — «Козьим островом» (The Goat Island) Ди Джея Карузо, «Мачете убивает» (Machete Kills) Роберта Родригеса и конкурсным фильмом «Машина Джейн Мэнсфилд» Билли Боба Торнтона. Ренни Харлин (Renny Harlin) родился в Финляндии, учился в Хельсинки, в 1985 году переехал в США. Получил известность благодаря фильму «Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна» (A Nightmare on Elm Street 4: The Dream Master), затем снял «Крепкий орешек-2» (Die Hard 2), «Скалолаза» (The Cliffhanger), «Гонщика» (Driven).
Роднянский считает Харлина «очень сильным режиссером жанрового кино, который снял много хороших фильмов и один очень плохой — «Пять дней в августе». «Но я его ценю за «Крепкий орешек» и «Скалолаза», — подчеркивает продюсер.