Лабубу стала самой популярной игрушкой во всем мире в 2025 году. Россияне потратили миллионы рублей на плюшевых монстров. Чиновники, депутаты, психологи и журналисты активно спорят, нужно ли запрещать эти фигурки. Одни считают, что Лабубу не соответствует российским культурным ценностям, а другие просят дать детям право играть в то, что сейчас модно среди сверстников, чтобы социализироваться.
Что такое Лабубу?
Лабубу — это серия фигурок-брелоков, созданных гонконгским художником Касинг Лунгом. Плюшевые игрушки уже 10 лет выпускает китайская компания Pop Mart, известная своими «слепыми коробками» (blind box): покупатель не знает, какая именно фигурка ему попадется.
Лабубу изображают в виде маленьких монстров с характерной улыбкой и большими ушами. Несмотря на их вид, фигурки обычно воспринимают как милых персонажей. Лабубу стала популярна только сейчас, благодаря TikTok, K-pop артистам, Рианне, Ким Кардашьян и другим звездам, вешающим брелоки на сумки Birkin и Louis Vuitton.
Россияне сразу же отправились за игрушками на маркетплейсы. За три недели мая они потратили на WildBerries 7 млн рублей. По сравнению с прошлым годом продажи Лабубу выросли на 8000%.
Мнения «против»
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, сенатор Екатерина Алтабаева: «Игрушки, которые выглядят как монстры и не могут не вызвать у ребенка чувство опасения, страха, — это, конечно, игрушки, которые ему психологически очень вредны. И у нас совершенно точно есть много производств, которые производят добрые, хорошие игрушки, которые нужны детям и которые нужно покупать. Эти игрушки [Лабубу] нужно внимательно анализировать. У нас есть ведомства, которые точно должны обратить на это внимание. Мне кажется, нужно сделать все для того, чтобы такие игрушки просто не продавались».
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по защите семьи, депутат Татьяна Буцкая: «Если говорить о продаже этих игрушек [Лабубу] в России, надо посмотреть, есть ли у них дистрибьютор, каким способом они попадают в Россию. Мы делали контрольную закупку. На игрушках нет ни единого слова по-русски и даже знак маркировки стоит не нашей страны. Поэтому, очевидно, здесь имеются проблемы с продажей данных игрушек».
Директор розничной сети Toy.ru Александр Смирнов: «История игрушек Лабубу никак не перекликается ни с нашей культурой, ни с нашими традициями, ни с менталитетом. Это совершенно азиатская история. В свое время корейская поп-группа разместила эти игрушки на свои сумочки, и они взорвали рынок. Кроме того, эти игрушки не несут в себе никакой ценности. Они никак не повлияют ни на развитие ребенка, ни на его эмоциональное состояние, это не столько игрушка, сколько модный аксессуар».
Эпидемиолог, заместитель президента Российской академии образования (РАО) Геннадий Онищенко: «У нас в РАО создан специальный совет, где педагоги оценивают состояние игрушек с точки зрения их влияния на психику ребенка. И вот если этого одобрения не было, то эти игрушки нужно запрещать».
Журналистка Ксения Собчак: «Ребята, честно, это сейчас модно и красиво? Вдумайтесь, насколько мы стали инфантильными, если теткам за 40 дарят [такое]. И даже если вам 30, это уровень инфантильности просто».
Мнения «за»
Психолог отделения медицинской реабилитации Российской детской клинической больницы Минздрава РФ Анна Вандаева: «Игрушки типа Лабубу не оказывают однозначно негативного влияния на психику ребенка. Такие игрушки могут служить инструментом самовыражения, формирования статуса, и их популярность объясняется необычным обликом, а также модными трендами, которые, как известно, недолговечны. Известно, что обладание популярной игрушкой оказывает положительное влияние на положение детей в группе и их отношения со сверстниками, в этом заключается феномен социальной ценности игрушки. Важно учитывать интересы ребенка и его восприятие мира при подборе игрушек».
Детский психолог Наталья Наумова: «Начнем с того, что подобная игрушка не должна быть основной у ребенка — у него должно быть разнообразие. А что привлекает детей конкретно в Лабубу? Это пушистенький, миленький персонаж, который улыбается, но одновременно показывает большое количество зубов, то есть может за себя заступиться, а в какой-то ситуации даже быть агрессивным. Травматизация, как правило, происходит именно тогда, когда взрослые пугаются и начинают как-то плохо говорить про какую-то игрушку, отговаривать — тогда ребенок начинает настаивать, доказывать, что эта игрушка ему нужна. Сама по себе такая Лабубу рисков не несет. Риск идет через восприятие: есть ли рядом с ребенком внимательные, чуткие взрослые. Возможно, он с этой игрушкой почувствовал себя смелее, смог научиться себя защищать. Но если эта игрушка начинает пугать ребенка, от нее важно своевременно избавиться. И не нужно давить на чувство вины и объяснять ребенку, что раз ему купили игрушку, то с ней надо играть».
Член комитета Госдумы по соцполитике, депутат Екатерина Стенякина: «Знаете, я ждала, когда кто-нибудь начнет публично запрещать эти игрушки. Потому что очень хорошо помню истерику с квадроберами осенью прошлого года. Многие общественные деятели и публичные политики тогда наперебой предлагали санкции и запреты. Невозможно в короткий срок провести адекватное исследование, как то или иное увлечение влияет на детей и подростков. А вот хайпануть на громкой теме очень легко. Но давайте проявим благоразумие и не будем гнаться за волновым маркетингом с «волновыми угрозами» наперевес. Иначе взрослые сами превращаются в детей».