На Каннском фестивале актеры и режиссеры просто стояли и хлопали 196 минут. Почему это считают важным
Длительные овации стали отличительной фишкой кинофестиваля, у которой во всем мире есть свои хейтеры и почитатели. Тысячи человек зачем-то включают таймер, чтобы узнать длительность аплодисментов фильму, участвующему в конкурсе. У этого культурного явления есть объяснение.
По итогам Каннского кинофестиваля – 2024 зрители суммарно 196 минут аплодировали стоя после каждого просмотра фильма, посчитал корреспондент 66.RU.
В топ-5 кинолент по продолжительности оваций вошли:
- «Семя священного инжира» — 15 минут,
- «Бьющиеся сердца» — 15 минут,
- «Вещество» — 13 минут,
- «Эмилия Перес» — 12 минут,
- «Мотель Дестино» — 11 минут.
Международный Каннский кинофестиваль считается самым престижным кинофестивалем в мире. Впервые его провели в 1946 году. В отличие от «Оскара», в Каннах продвигают авторское кино, которое не всегда рассчитано на массового зрителя.
Фестиваль известен своей необычной фишкой — чрезмерно длительными аплодисментами, которые в определенный момент становятся комичными. Впервые на эту странную особенность обратили внимание в 2006 году, когда фильму «Лабиринт фавна» режиссера Гильермо Дель Торо аплодировали без остановки 22 минуты (рекорд фестиваля). С тех пор журналисты и кинокритики увлеченно считают секунды стоячих оваций.
У социологов и экспертов есть несколько объяснений этой традиции:
- Длительность аплодисментов зависит от контекста, например, иранский режиссер Мохаммад Расулоф пешком через горы сбежал из своей страны, где его приговорили к восьми годам тюрьмы. Зрители тем самым поддержали автора.
- Желание отдать дань уважения режиссеру вне контекста фильма. Например, аплодисменты «Мегаполису» больше рассматривают как овации Фрэнсису Форду Копполе.
- По минутам определяется фаворит фестиваля, пятиминутные или менее продолжительные овации иногда можно рассматривать как признак того, что фильм не оправдал ожидания.
- Стадный инстинкт. Зрители в Каннах просто следят за действиями людей в первом ряду. После окончания каждого показа оператор перемещает камеру в зал и задерживает картинку на лицах создателей фильма, снимая каждого крупным планом. Актерам и режиссерам приходится неловко следовать тренду, пока их всех не снимут. В 2019 году после премьеры «Однажды в Голливуде» завирусилось видео с «кринжовыми овациями» (2,1 млн просмотров). На видео Бред Питт и Леонардо Ди Каприо не знают, что делать, поэтому аплодируют, как и все вокруг. Квентин Тарантино попытался танцевать, и от этого всем стало еще более неловко.
Представители киноиндустрии сами шутят про овации. Актер и режиссер Кевин Костнер расплакался после показа его фильма «Горизонты: Часть 1» и сказал: «Простите, что вам пришлось так долго аплодировать, чтобы я наконец понял, что пора произносить речь».
В 2024 году «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля получил американский режиссер Шон Бейкер. В своем фильме «Анора» он рассказал историю об Эни — молодой секс-работнице, на которой женится сын русского олигарха Иван Захаров. Родители жениха, узнав о случившемся, приезжают в Нью-Йорк, чтобы во всем разобраться. В фильме снялись российские актеры: Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков. «Анора» получила 10 минут оваций.
Кирилл Смоленцев