Маленький мальчик сидит на шее у бородатого мужчины.
— Пап, а это же для дедушки костер?
— Да, сынок. Постарайся разглядеть его глаза в огне, — Бородач поворачивается ко мне и говорит: — Видишь, четырехлетка всего, а уже считает Перуна своим дедом. Осознания еще нет, а подсознание само выдает.
Мы стоим напротив пятиметрового костра. Жар жжет лицо. На огонь смотрят около 300 человек. Они кладут одну руку на грудь, а другую вскидывают вверх и кричат: «Слава Семарглу!» Эти люди — члены общины «Сварожич». Называть их можно по-разному: славяне, староверы, язычники... Но сами они считают себя вольным народом, который не подчиняется системе.
|
---|
На «берегу священной реки Реж» староверы отмечают один из главных праздников в году — день Перуна, воинственного бога, который дает силу мужчинам. |
|
---|
Главное событие этого дня — возведение огромного костра. Община начала собираться на берегу реки с полудня. К девяти вечера все должно быть готово и начнутся ритуалы. |
— Кому поклоняются староверы?
— Никому. Мы не поклоняемся, а почитаем. У нас родотеизм, то есть главное — это род. Если вы спросите меня, кто мой главный бог — я покажу на своего отца и деда, а мой сын укажет на меня. Остальные боги отражают сферы деятельности человека и природы. Вот сегодня день Перуна — день воинства, день защиты Отечества. Сварог — бог познания. Лада — богиня женской мудрости и силы. Стрибог — бог природных стихий, который производит очищение человека от разных негативных сил. Основных богов — сорок. Но во всей культуре их больше ста.
|
---|
Пока мужчины пилят деревья и таскают бревна, женщины учатся делать «ладку рушником». Это своеобразный массаж с помощью расшитого полотенца. Участницы вспоминают, как ладки помогли им зачать ребенка, спасли от развода. Женщины снимают обувь, чтобы взять силу земли. Зрители обсуждают, как правильно отваривать корень лопуха. |
— То есть вы язычники?
— Когда нас называют язычниками, люди начинают думать, что мы живем как аборигены или людоеды. Вот сегодня мы будем приносить жертву. Все сразу представляют, как голову петухам отрывают. А на самом деле жертва у нас должна быть бескровной: бросим в костер булочку, яблочко или зерно. Мы не язычники, а представители славянской ведической культуры.
|
---|
Это — волшебное прави́ло, которое укрепляет сухожилия, выравнивает и развивает тело. Один сеанс лечения — 400 рублей. Мастер говорит, что будет легкая боль. Но мужчина снизу не согласен: у него по лбу стекают капли пота, и ему очень неприятно. |
— У вас есть какие-то заповеди, главные принципы?
— Принцип один — жить по совести во благо своего рода. Род — это твои родственники, это самое главное в жизни. Есть достаток у тебя — есть достаток в семье и в роду. Достаток — это не только материальное, но и мощное духовное составляющее. Я имею в виду те знания, которые хранятся в семье и идут от бабушек — дочерям, от отца — к сыну. Жить по совести и во благо рода — вот самый главный принцип ведической культуры.
|
---|
Каждый здесь прошел обряд наречения. Так Николай, Андрей и Сергей когда-то стали Святомиром, Всеведом и Любомыслом. |
— Зачем собираться в общину?
— В отличие от христиан, мы не рабы божьи. Нам нужно и можно больше, чем рабам. Чтобы защитить себя и объединить силы, мы собираемся вместе. Так легче.
|
---|
Сколько человек в общине, никто не считал. На праздник Купалы, который проходил в июне, собралось около тысячи человек. |
— Кто состоит в общине?
— Здесь все люди вольные и неподконтрольные. В любого пальцем ткни — они не ходят на выборы и не участвуют в политике. Абсолютное большинство — частные предприниматели, которые сами себя обеспечивают. На таких людей меньше точек давления. Вот ты боишься увольнения, а они — нет. В общем, мы враги общества, потому что люди, которые почитают природу, не подвержены влиянию системы.
|
---|
Некоторые женщины тут называют себя ведуньями. Иногда им приходится скрывать свое мировоззрение от семьи и на работе. |
— Что вы делаете, когда собираетесь вместе?
— Обычно мы отмечаем праздники славянского календаря. Кроме того, участвуем в фольклорных мероприятиях, проводим мастер-классы по ремеслам, фольклорные вечерки, зовем в гости писателей и деятелей славянской культуры. Основное место встреч — при магазине «Живой огонь».
|
---|
— Чем вы отличаетесь от других религий?
— Большинство религий держатся на вере. А мы, в отличие от остальных, хотим не верить, а знать. Мы «верим», потому что мы знаем, ведь все можно потрогать руками, увидеть на себе, на своих близких, как это работает. Нам не надо верить во что-то мифическое.
|
---|
Пока не стемнело, мужчины устраивают бои в перчатках и на ножиках, кидают топоры и толкаются стенка на стенку. Причем никто здесь не ругается и не пьет — алкоголь запрещен, так как «ухудшается энергетика». |
— Где берете свои знания?
— Главный источник — знания, накопленные предками. Если ко мне бабушка подходит и говорит что-то ценное, мне никакая книга не нужна. А вообще, если ты встаешь на правильный путь, информация приходит к тебе сама. Нужно только настроиться на космический канал, где хранится информация обо всём. Вот взять ученого: он может долго изучать какую-то тему, и в определенный момент до него «доходит». Так вот, это не он сам «дошел», а просто настроился на нужный канал — и космос дал ему информацию. Так получилось открытие.
|
---|
Сначала поджигают малый костер — дуню. Пройдя обряд очищения (перед тобой машут факелом и кидают пшено), нужно бросить свою жертву в костер и поблагодарить предков. Перед дуней скапливается очередь. Женщины отбирают сушки у детей: «Все требы схомячил! Это не тебе, а Перуну». |
— Любой может стать старовером?
— Славянство — это мировоззрение. Даже негр может стать славянином, правда, у него ничего нет в генах, что бы заложили предки. Он не сможет достать знания из своих глубин. Хотя вообще-то славяне жили везде, от Аляски до Португалии. Находят славян даже в Южной Америке и в Австралии.
|
---|
Затем загорается самый большой костер. Люди встают в три круга, бегут в разные стороны, смеются и поют: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло». Славяне огнем и жаром выжигают всё «наносное психологическо дерьмо и становятся такими, какими их создали боги, а не общество с воспитанием». |
|
---|
— Как вы стали старовером?
— Я прошел большой путь. Я с детства был белой вороной среди детей. Мне больше нравилось гулять по лесу, чем играть со всеми. Повзрослев, я стал изучать все религии, но ни одна система меня не устроила. Вернулся к корням. Вы поймите, мы не против других религий и со всеми дружим. Единственное, что с ребятами-христианами найти общий язык невозможно, потому что они агрессивные. А вот с мусульманами или буддистами — пожалуйста.
|
---|
От общего костра поджигают свечу и ставят ее на кораблик, чтобы пустить по реке. Староверы считают, что воск хранит память. Ты передаешь информацию свече, отправляешь ее по реке — и твои мысли попадают прямиком к богам. |
— Вы собираете деньги с членов общины?
— Да, на каждом мероприятии собирают средства (сегодня вносили по 500 руб. — прим. ред.). Эти деньги идут в фонд общины. Если у кого-то случится беда — мы помогаем. Если человек вкладывает в фонд — он может рассчитывать, что в определенный момент деньги ему вернутся.
|
---|
— Здесь все равны или есть главные?
— Все равны. Но, например, жрец Доброслав — первый среди равных. Ему доверяют, он обладает большими знаниями, которые дала природа, и проводит все обряды. Я ведун. Ко мне подходят советоваться, если есть проблемы со здоровьем. Я могу человеку помочь. Вот я вижу, что у тебя спина напряжена между лопаток, нужно выравнивать позвоночник. Еще у тебя родовая травма — не совсем правильный череп. Если ты войдешь в определенное состояние, твои кости станут мягкими — и я смогу поправить форму головы.
|
---|
А в конце дня Перуна — хождение по углям. Староверы объясняют, что обжигание стоп дает мощную очистку всем органам. Если появятся волдыри — по их расположению на ступне можно определить, какому органу организма требуется помощь. Симптомов пока может не быть, но позже могут начаться проблемы. Так что бегают по углям даже дети. |
Фото; видео: Сергей Логинов для 66.ru