Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Теперь УрФУ точно взлетит. Молодые ученые из семи стран собрали самолет из скотча и фанеры

10 июля 2015, 17:50
На работу они потратили четыре дня и 35 тыс. рублей.

У главного здания Уральского федерального университета интернациональный коллектив студентов представил на всеобщее обозрение проект легкого сельскохозяйственного самолета, разработанного ребятами в рамках международного молодежного научно-промышленного форума «Прорыв», который проходит в УрФУ и на площадке «Иннопрома» с 6 по 11 июля.

Со стороны это выглядело довольно забавно: посреди рабочего дня группа молодых людей, гомонящих на нескольких языках, выкатила к памятнику Кирова некую деревянную конструкцию, похожую на фюзеляж самолета. Это финальный этап проекта, над которым они колдовали 4 дня подряд.

Задача перед ребятами стояла довольно интересная: с нуля разработать проект легкого самолета и изготовить его опытную модель. Все ресурсы — четыре дня и 35 тыс. рублей. По условиям задания, студентов разделили на несколько подразделений, каждое из которых отвечало за определенный участок работ. Объединить свои наработки и превратить их в единую модель пришлось уже на финальном этапе эксперимента.

Интернациональный коллектив авиаконструкторов-теоретиков.

Приступили к выполнению задания 30 ребят из России, Казахстана, Бельгии, Испании, Индии, Непала, Саудовской Аравии и Мексики. Но уже в самом начале индийские парни заявили, что не готовы заниматься грязной работой, и гордо покинули проект. Оставшиеся 24 участника разделились на 8 групп. Надо заметить, что авиаконструкторов среди них нет, хотя все и учатся на инженеров

Первый день ушел у ребят на формирование профильных команд и распределение задач. Кто-то придумывал двигатель будущей модели, кто-то систему орошения, кто-то шасси или систему управления.

Александр, студент УрФУ:

— Я вообще-то на физика учусь. Авиастроением никогда и не думал заниматься. Но вообще работать над проектом очень понравилось. Я отвечал за создание двигателя. Мы его из болгарки сделали. Мне кажется, неплохо получилось: наша модель не только винтом вращает, но может и обороты регулировать.

Второй день у ребят ушел на шопинг. Им выдали деньги, которые они поделили между собой. И помчались в строительные магазины — закупать фанеру, проволоку, провода, розетки и другие столь же необходимые в авиастроении вещи.

К моделированию студенты отнеслись очень серьезно. Они понимали, что взлететь их детище не сможет (за четыре дня летающий самолет не построили бы даже братья Райт). Но в остальном подошли к своей модели со всей тщательностью.

Модель получилась вполне достоверная, во многом копирующая деревянные самолеты начала XX века. Разве что вместо обшивки использовалась не ткань, а современное оргстекло.

В остальном все очень похоже и достоверно — конструкция крыла, рули высоты и элероны выполнены подобающим образом. Модель слушается штурвала — тяги исправно ходят. Все по-взрослому.

В кабине предусмотрена даже приборная панель с авиагоризонтом (прибор, показывающий, насколько ровно летит самолет), выполненным из бутылки.

Для своего аэроплана молодые инженеры предусмотрели даже убирающиеся шасси, правда в последний момент их зафиксировали — был риск, что иначе колеса не выдержат транспортировки к месту торжественной презентации самолета.

Одна из главных фишек проекта — оросительная система, которая, по задумке конструкторов, смогла бы опрыскивать сельскохозяйственные угодья. Одним из авторов этой системы был гость из Непала, который просил называть его Рауль.

Оросительная система состояла из бака и нескольких кранов, управляемых из кабины пилота. При нажатии кнопки из кранов, размещенных в крыльях модели, текли струи воды — условные химикаты.

Предусмотрена даже система аварийного сброса химикатов.

После того как был разработан проект, распределены команды и куплены материалы, началось изготовление модели. Ее молодые инженеры собирали еще два дня — по словам организаторов, работали 16 часов в сутки. Ребята говорят, еще вчера они опасались провала — казалось, что ничего не выйдет. Но сегодня они все же явили миру плод своих трудов.

Перед презентацией будущим инженерам осталось прикрепить крылья к фюзеляжу аэроплана и окончательно смонтировать все системы, что заняло еще около часа. Но в итоге все прошло хорошо — модель исправно крутила винтом, брызгала водой и вообще выглядела хоть и забавно, но вполне натурально.

Некоторых участников проекта такой успех натолкнул на мысли о том, что стоит подумать о карьере авиаконструкторов.

Рауль, студент-инженер из Непала:

— Знаете, мы у себя дома тоже думали над созданием собственного непальского самолета. Думаю, когда вернусь в Непал, попробую заняться его разработкой. А здесь я только оросительную систему делал — такая задача стояла перед моей группой. Это отличная идея — собрать вместе ребят-технарей со всего мира и дать им возможность поработать вместе.

Но большинство просто радовалось удачно реализованному проекту. Задача показалась молодым людям очень интересной. Особых проблем с ее реализацией они не испытали, даже несмотря на языковой барьер.