Китай — рисковая страна для инвестиций
Юань — валюта не очень обычная для понимания большинства россиян. Во-первых, она частично конвертируемая. Есть два вида юаня — внутренний и внешний. Внутренний вы не можете купить — он ходит по территории Китая и торгуется отдельно. Внешний, офшорный, — это тот юань, который мы видим. Оба они все равно контролируются государством, и именно оно решает, сколько юань стоит в тот или иной момент.
Да, у них есть кросс-курсы из 12 банков, которые определяют процентную ставку, но по факту последнее слово будет все равно за государством. Отсюда вытекает первое негативное последствие, касающееся юаня, — его зависимость от китайских институтов. Мало кто знает, что вообще происходит внутри Китая.
Внутренняя политика у страны очень закрытая, поэтому КНР остается рисковой зоной для инвестиций. Коронавирус, локдауны, 20% страны без электричества, Янцзы пересохла, — юань падает.
Кто может вложиться в юань
Да, у нас где-то треть крупных банков собирается открывать вклады в юанях. Средняя доходность по ним — 2%, это не очень много по сравнению с рублем. Для юаня это, наверное, относительно справедливая оценка. Хотя, конечно, можно было бы и побольше, учитывая текущую ситуацию в стране.
Для кого выгоден юань? Этот вопрос мне кажется сейчас довольно странным, потому что юань все еще во многом не ликвиден. Да, вы можете открыть в нем депозит, но что вы будете делать с этими юанями, что вы сможете купить — большой вопрос. Вы не сможете его купить в обменнике или любом отделении банка, как это обычно делали с долларами и евро. Опять же, повторюсь, это рисковая валюта и хранить в ней сбережения довольно опасно.
Понятно, что сейчас евро сильно упал и мне скажут: «О господи, ведь с евро все еще хуже?!» Но евро упал из-за открытого конфликта, реального кризиса в стране, а юань падает, потому что кто-то из политиков Китая что-то сказал. И падает примерно на ту же магнитуду.
Если вы обычный россиянин, вряд ли вам понадобится юань. Храните деньги в долларах. Доллар будет расти еще долго. Ну, в среднесрочной перспективе, пока Федеральная резервная система будет поднимать ставки. От всего происходящего в мире явно выигрывает США и, несмотря на их рецессию, в экономике все у них будет хорошо. Поэтому покупаем доллар — меняем доллар. Стандартная стратегия.
А вот если вы человек, у которого есть сбережения в размере более 10 тысяч долларов и вы разбили их на два банка, чтобы не платить комиссию, тогда вы можете иметь в своем портфеле какую-то долю юаней в качестве более рискового актива — 10%–20%.
В качестве инструмента диверсификации юань действительно неплох, потому что Китай в меньшей степени сейчас зависит от тех факторов, которые влияют на российскую, европейскую, американскую экономику. Им банально плевать на то, что происходит на Украине, у них свои проблемы и эти проблемы никак не коррелируют (не взаимосвязаны с другими внешнеполитическими событиями).
Хотя, я не знаю, возможно, вы безумец, который очень любит покупать «Теслу» (акции компании), тогда вы можете на все затариться юанем и потом покататься на горках американских, точнее, китайских.
Юань — не валюта для людей
Можно силой попытаться сделать так, чтобы юань заменил доллар и евро. Но, во-первых, глава Центробанка Эльвира Набиуллина обещала, что оборот доллара и евро в России не прекратится. А Набиуллиной в целом как будто бы можно верить. Второе — даже если доллар поставят вне закона, как в СССР, Иране и Северной Корее, — это ровным счетом не даст ничего, потому что создаст двойной курс. Появится черный рынок, и люди все так же будут менять доллар и евро, просто по побочному курсу.
Юань можно навязать через рекламу, депозиты, выгодные условия банков, но не силовым методом. Тогда есть шанс. Но юань все равно не выдавит доллар с рынка в качестве валюты для людей. Он может стать более массовой валютой — это правда, но не на горизонте ближайшего полугода-года. Для этого нужно гораздо больше наличных юаней, а Китай очень неохотно печатает их и крайне неохотно отправляет за границу.
Там есть одна тонкость — они боятся, что если иностранцы скупят много юаней, то придут на внутренние китайские рынки и начнут скупать активы. Особенно они боятся этого относительно недвижимости.
При первом же ослаблении санкций инвесторы сбегут от китайской валюты
Что касается инвесторов. Сейчас юань действительно вторая валюта по обороту на Московской бирже. Она уже перегнала евро и догоняет доллар. За июнь-июль оборот китайской валюты вырос в 15 раз. Поэтому среди инвесторов юань будет популярен. Но, опять же, не потому, что Китай так прекрасен и покупать что-то за их валюту очень интересно, а потому, что выхода другого нет.
То есть рынок России сейчас с гигантским количеством юаней не потому, что люди бегут и покупают акции Baidu или еще какой-то китайской корпорации. А только из-за того, что у нас крупные экспортеры обменивают рубль на юань, юань на рубль в текущей экономической ситуации все больше и больше.
Хочется надеяться, что в какой-то перспективе санкции будут менее строгие и вернутся какие-то возможности для торговли и русским, и иностранным инвесторам. И вот тогда они очень быстро сбегут обратно к доллару и евро.
Зависимость от Китая еще хуже, чем от Европы
Не стоит забывать, что зависимость от Китая, возможно, еще хуже, чем зависимость от Европы. Потому что Китай, в целом, очень плохо обращается с людьми, которые должны ему деньги. В КНР довольно стандартный прием, когда они говорят: «Окей, мы вам даем какой-нибудь кредит на инфраструктурный проект где-то в Африке, Черногории или Восточной Европе, но если вы нам его не выплачиваете за какое-то время — проект переходит под Китай».
И они отбирают и деньги, и проект, как бы говоря: «Здравствуйте — это теперь фактически территория нашей китайской корпорации». Таким образом отжимают и актив, и землю, и все остальное. Поэтому не стоит сильно заигрывать с Китаем. Это все-таки не то чтобы очень дружественная нам страна.
Дирхам или гонконгский доллар — более стабильный вариант
Если говорить про интервенции с дружественными валютами. Помимо юаня, скорее всего, это будут арабский дирхам или гонконгский доллар. Сейчас еще очень много говорят про выход на Гонконгскую биржу, и это дополнительный инструмент.
Но обе эти валюты привязаны к американскому доллару. То есть они торгуются в курсе с американским долларом и они к нему относительно стабильны. Почему это хороший инструмент? Потому что вы как бы покупаете не доллар, но фактически он несет в себе ценность доллара. И это уже более стабильный вариант.
Что касается дирхама, это опять же арабские страны — это петрократия (властные структуры, опирающиеся на владение или распоряжение нефтью). Цены на нефть высокие — хорошо, цены на нефть не очень — очевидно плохо. Этот риск тоже стоит учитывать.