Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Вспоминают о дивидендах». Почему российские акции по-разному реагируют на новости о возможной войне

17 февраля 2022, 11:00
«Вспоминают о дивидендах». Почему российские акции по-разному реагируют на новости о возможной войне
Фото: Анастасия Кеда/ 66.RU, Фото предоставлено Андреем Цураном
На фоне заявлений политиков о возможном столкновении российских и украинских войск фондовый рынок лихорадит. Но сказывается повестка на всех по-разному. Андрей Цуран, директор филиала «БКС Мир инвестиций» в Екатеринбурге, объясняет, котировки акций каких российских компаний падают сильнее всего.

За январь и февраль российский рынок пережил одни из самых драматичных взлетов и падений за последние годы. В какой-то момент акции Сбербанка, например, опускались на 38% от своих максимумов. Под «раздачу» попали почти все «голубые фишки».
Практически каждый день мы видим то панические продажи на очередных страшных новостях (новые варианты санкций, перемещения российских войск к границе с Украиной, заявления политиков), то попытки скорректироваться вверх.
Почему в такой ситуации одни акции падают больше других, а потом быстрее восстанавливаются? Почему снижаются котировки и тех бумаг, чьим эмитентам вроде бы не грозят санкции?
Немалую долю на российском фондовом рынке занимают иностранные инвесторы, которых прельщает фундаментальная дешевизна российских акций и очень высокая дивидендная доходность. При этом многие крупные фонды инвестируют не в отдельные акции, а в российский индекс в целом.
В ситуации потенциальной вероятности войны и возможного введения экономических санкций иностранных инвесторов перестает интересовать фундаментальная оценка и ожидаемая дивидендная доходность. Они просто начинают снижать долю российских акций в портфеле, а полученные от продажи рубли переводят в доллары. Поэтому так сильно упал российский рынок и так сильно вырос курс доллара к рублю.
Какая-то часть инвесторов продает акции тех компаний, санкции против которых, по их мнению, наиболее вероятны (например, Сбербанк). Какая-то – продает все, что связано с государством. А крупные фонды продают весь российский индекс.
В такой ситуации больше всех страдают те компании, в которых наиболее велика доля иностранных инвесторов (Сбербанк, «Яндекс»), и те, чей вес максимален в индексе (опять Сбербанк, Газпром, Лукойл).
При сильном падении начинают происходить «маржин-коллы» – принудительное закрытие брокерами позиций спекулянтов, купивших акции «в плечо» (покупка акций у брокера в кредит). Таким образом, распродажа усиливается еще больше.
Однако при первых сигналах о снижении геополитической напряженности инвесторы вновь вспоминают, что:

  • ожидаемая дивидендная доходность многих крупных российских компаний составляет уже более 10%;
  • прибыль крупных госбанков бьет рекорды;
  • высокие цены на сырье и низкий курс рубля крайне комфортны для компаний-экспортеров (выручка у них в валюте, а большинство расходов – в рублях, поэтому в такой ситуации логично предположить значительный рост прибыли в текущем году).

Поэтому вчерашние лидеры падения резко превращаются в лидеров роста.