На первый взгляд, наставничество для ребенка из детского дома выглядит как нечто очень пугающее и ответственное. У меня самой сначала были фантазии, что раз я буду наставником, то я должна сделать так, чтобы он обязательно получил высшее образование, закончил школу на одни пятерки и все в таком духе.
Но на деле это история совсем про другое. Наставничество, в первую очередь, значит быть другом для подростка — у большинства детей в детдомах есть родители, которых по тем или иным причинам лишили родительских прав. Наставник не выполняет для ребенка роли мамы или папы — он должен быть только другом, который искренне интересуется жизнью ребенка, поддерживает и помогает подготовиться к жизни за стенами детского дома.
В августе 2021 года я стала наставником для 15-летней девушки-подростка. Ее зовут Наташа. Нашу первую встречу я очень хорошо помню. Это происходило на территории детского дома — это обязательное условие: первую встречу никогда не организуют за его пределами. Мы встретились на аллее, присели на скамейку. В тот момент у меня было сильное чувство тревоги: а что сказать? а как сказать? а не надоела ли я со своими разговорами?
Первые минут десять было очень неловко. Все это время мой мозг усиленно пытался сообразить, где найти зацепку. И нас зацепил TikTok. Дело в том, что мне в силу профессии надо проявлять себя, и для этого я, в частности, создаю видео. И, как оказалось, Наташе тоже это очень близко — как только мы начали говорить об этом, она тут же открыла телефон и стала мне показывать, что она снимает. И вот в этот момент я выдохнула — поняла, что дальше нам есть на чем строить общение. Так на первой встрече мы провели вместе часа полтора. При этом обычно первые встречи длятся гораздо меньше.
Сейчас мы встречаемся раз в две-три недели, уже где и на сколько захотим. По идее, мы должны видеться раз в неделю. Но Наташа сейчас готовится к ОГЭ, а после него собирается идти в техникум, поэтому сейчас она много времени уделяет учебе. Да и у меня не всегда есть возможность каждую неделю качественно проводить с ней время. Поэтому мы с ней поговорили и решили, что лучше будем встречаться реже, зато качественно и более продуктивно.
Очень часто встречаемся у меня на работе, в пространстве коворкинга. Я ей показываю, как здесь работают люди, и она смотрит, как я работаю. Мы ходим в разные интересные места — например, недавно были в Ельцин Центре. Я показываю ей жизнь, ее разнообразие и возможности.
Может показаться, что раз я психолог, мне проще поддерживать контакт с подростком, но это не совсем так. У нас была ситуация, например, когда мы договаривались о встрече, а Наташа не приехала. Я начала сильно переживать и накручивать себя: думала, что со мной что-то не так, что я ее чем-то обидела и все в таком духе.
В такие моменты я не стесняюсь и звоню психологу проекта. И я это рекомендую делать всем наставникам. В той конкретной ситуации психолог меня выслушала и посоветовала просто созвониться с Наташей. Поговорить — это часто вообще лучший и самый работающий совет. Но иногда все мы об этом забываем. В итоге я позвонила Наташе, а она мне заспанным голосом рассказала, что после школы просто уснула. Вот и все.
Конечно, у всего этого есть грустный тяжелый момент — после встречи с наставником подросток возвращается в детский дом. Я могу представить, как другие наставники могут чувствовать себя, когда думают об этом. Но мне в этом плане проще — в октябре отец Наташи восстановился в правах и забрал ее и младшего брата из детдома.
Наставником для подростка из детдома может стать любой человек с 24 лет. Сейчас особенно не хватает наставников-парней/мужчин.
Если вы хотите стать наставником для подростка, ниже пошаговая инструкция:
Когда вас объединили в пару с подростком, вы заключаете договор с АНО на год с возможностью пролонгации. Например, в проекте ходит история, когда подопечная выросла, вышла замуж и уже родила своих детей и при этом все это время продолжала общаться со своим старшим другом.
Вместе с тем, если вдруг в ходе наставничества вы поймете, что что-то идет не так — например, вы почувствовали, что не справляетесь психологически, — вы можете расторгнуть договор раньше срока. Тогда вы обращаетесь к психологу, который курирует программу, рассказываете ему о своем решении. После этого необходимо правильно завершить отношения с ребенком. Для вас организуют последнюю встречу с подростком и с психологом. На ней вы вспомните хорошие моменты, которые прожили вместе, и как вам было здорово. Наша жизнь очень разная, нам важно научить детей не только строить отношения, но и завершать их.