Представим гипотетическую ситуацию. Многодетная семья на все сбережения купила себе комнатку в старом деревянном доме на северной окраине города. И жила там несколько лет, пока дряхлый барак не начал катастрофично разваливаться. Заявились злые чиновники и велели всем выселяться, потому дом они решили снести, а на его месте построить общеобразовательную школу.
Многодетной семье предложили компенсацию — 1,5 млн рублей. Сумма владельцев комнатки не устроила. Потому что на эти деньги невозможно купить подходящую новую квартиру.
Ужасная несправедливость! Но, простите, состоит она лишь в том, что семья в итоге своего добилась и отдельную новую жилплощадь получила.
Я так считаю, потому что понимаю: комната в гнилом бараке на открытом рынке никак не может стоить даже 1,5 млн рублей. Она, по существу, вообще ничего не стоит. Дом, напомню, аварийный, подлежит расселению, а значит, жить там невозможно.
Более того, компенсация в 1,5 млн рублей — нормальный старт для покупки новой квартиры. Просто придется заработать еще денег и, возможно, взять ипотечный кредит. Ничего страшного. Все так делают.
Все, кроме наших гипотетических героев. Несмотря на то, что в их семье есть и мама, и папа, оба здоровы и трудоспособны, именно они почему-то заработать на ежемесячные выплаты по ипотеке с господдержкой не могут. И не хотят. Они уверены: государство должно выделить им новую квартиру совершенно бесплатно.
Они правы, конечно. Но я этого не понимаю. Простите.
Разговор практически с любым работодателем в любой сфере неизбежно сворачивает к тому, что «работать некому» и «куда подевались все соискатели». Так что вакансии точно есть. Наверное, их стоит просто поискать. А если недостает специальных знаний, навыков или талантов, то, мне кажется, взрослый полноценный мужчина все равно найдет себе работу, например, в строительстве или коммунальном хозяйстве, именно сейчас особенно остро нуждающихся в сотрудниках.
В общем, похоже, мы зачем-то превращаем агрессивный инфантилизм в социально одобряемое поведение. Именно мы. Нет, конечно, спасать нищих, многодетных и безработных формально и публично приходят мэры, губернатор и «Единая Россия». Они решительно вмешиваются, вникают в проблему, предоставляют квартиры и дома.
Но, во-первых, ни у кого из перечисленных спасителей по долгу службы нет в распоряжении собственных денег. Квартиры и дома они тоже раздают не свои. Это все на наши деньги. Мы все вместе поработали, заработали, сложили, кто сколько смог, в общую кучку под названием «бюджеты разных уровней», а потом делим между собой. Предполагается, что делим по справедливости. Получается как-то иначе. Сосредоточенные, самостоятельные и ответственные люди с ипотеками платят за жилплощадь для недальновидных и беспечных, но зато многодетных и безработных.
Во-вторых, мы часто сами считаем такое положение вещей справедливым и требуем давать многодетным и безработным столько, сколько они хотят. Серьезно. Почитайте, например, во «ВКонтакте» комментарии к другой гипотетической новости — про семью из шести человек, которая владеет комнатушкой в гнилом бараке на Эльмаше. Все прочие собственники аварийный дом давно покинули. А они живут. Без газа, воды и канализации. Потому что не готовы мириться с несправедливостью: вместо рассыпающейся по кускам комнаты сотрудники городской администрации предложили им квартиру-студию в новостройке. Ужасная несправедливость!
И комментаторы в гневе. «Хотят, как килек, утрамбовать в студии!» «Мэр, да выгони этих чинуш с работы за позор и дискредитацию власти, утрату доверия. Опять может помочь только Путин?» «Сначала надо наказать управляйку, которая обслуживает, потом написать в прокуратуру на всех должностных лиц, которые должны обеспечивать человеческие условия для проживания!»
В общем, виноваты вообще все, кроме ВЛАДЕЛЬЦЕВ недвижимости, которые, подозреваю, видели, во что превращается их собственность, но ничего не делали. А теперь в судах требуют удовлетворить их жилищные потребности: не по логике, а по справедливости — из расчета необходимых квадратных метров площади на человека.
Но почему?
Почему одним нужно зарабатывать, копить на первый взнос, а потом еще выплачивать ипотечный кредит, в то время как другие могут просто выйти и прокричать: «У нас есть дети и нет денег. Дайте!»?
И им дадут. Если не мэр или губернатор, то предприниматели. Но у них своя логика, конечно.
Как правило, после публикации новостей о невыносимых условиях существования семьи, глава которой не работает или, например, не смог вовремя перечислить банку 40 тыс. рублей по ипотеке, предприниматели звонят в редакции. Нам тоже звонят. И иногда у нас случаются такие диалоги:
— Почему вы хотите помочь этим людям?
— Им? Не хотим. Просто детей жалко. Дети ни в чем не виноваты.
Как мы поделились на эти странные социальные группы? Наверное, сами для себя решили, как нам удобнее жить. Ситуации бывают разные, и в каждой стоит разобраться отдельно. Безусловно, многие оказываются у черты бедности по независящим от них обстоятельствам. Но иногда это, правда, личный выбор.
Ведь пока вы бедный и многодетный, на вас работает уникальная национальная система социальных гарантий. Не без труда, но вы всегда за просто так получите жилье, продуктовые наборы, бесплатные горячие обеды в школьных столовых и всякое такое прочее. Кое-что вам буквально гарантирует государство — это прописано в законах. Остальное соберут и передадут благотворители.
Но есть одно условие: нельзя пересекать черту бедности в противоположную сторону. Как только вы становитесь финансово самостоятельным, вся система рушится. И надо жить своим умом, без посторонней помощи. А если, не дай бог, начинаете зарабатывать много, то вы вообще «жулик по определению», вор, коммерс и мироед. Хватай его! Бей! Раскулачивай!
Такой социализм для нищих получается. Это все печально, конечно. И безысходно.
А детей и правда жалко.