Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
46326 +381
Выздоровели
38544 +383
Умерли
1027 +9
Россия
Заразились
2295654 +26338
Выздоровели
1778704 +17247
Умерли
39895 +368

Каким будет рынок жилой недвижимости. Шесть трендов

13 ноября 2020, 19:54
Колонка
Каким будет рынок жилой недвижимости. Шесть трендов
Фото: infinica.ru
Руководитель PR-группы «Брусники», бывший заместитель главного редактора журнала «Эксперт Урал» Сергей Ермак опубликовал на своей страничке в Facebook размышления о том, на что будут ориентироваться застройщики и покупатели жилья в ближайшие годы. С разрешения автора публикуем пост без купюр.

«А давайте я тряхну стариной и попробую сформулировать несколько глобальных трендов, которые будут определять рынок недвижимости в следующие несколько лет. А вы покритикуете или добавите.

1. Кастомизация. Об этом нынче говорят все — производители смартфонов, автомобилей, часов, ювелирки, одежды и обуви. И у недвижимости, кажется, никакого особого пути нет. Подстраиваться под квартиру, ее унылую или откровенно глупую планировку нынче совершенно не модно. Модно быть гибким и предусматривать реализацию максимального числа сценариев. Люди и раньше хотели, чтобы их дом был их крепостью, а в пандемию это желание усилилось в разы.

Идеал этого тренда — свободные планировки. И сейчас в Екатеринбурге уже есть квартиры, где большинство стен либо легко переносимые, либо их нет вообще. Также это планировки, в которых можно устраивать перегородки с помощью шкафов и т. д.

2. Цифра. История почти та же, что с кастомизацией. Бесконечные датчики, искусственный интеллект, нейросети, аддитивка — реальность для многих потребительских отраслей. В недвижке за всякие диджитал-фичи покупатели пока платят неохотно. Но, думаю, в ближайшее время все изменится. Да что там — уже меняется. Вход по смарт-ключам, отпечатку пальца или распознанному лицу — имеется, видеонаблюдение на нейросетях — тоже есть, датчики протечек с сервоприводами, блокирующими стояк — пожалуйста, автоматический сбор данных — уже мастхэв. Приложения застройщиков, на который еще год-два назад было больно смотреть, превратились в полноценные платформы, где можно даже арендовать помещение (например, часть крыши). И это очень и очень правильно.

Про онлайн-сделки я, наверное, уже помолчу. Кажется, что это превращается в стандарт рынка. Следующий шаг — онлайн-продажи.

3. Экологичность и устойчивость. Нынешнее поколение 20-летних (да и многие 30-летние) ходят в магазин с многоразовыми пакетами, а в спортзал со своими шейкерами (чтобы не пользоваться пластиковыми стаканчиками). Они сдают одежду в специальные боксы или H&M, возят батарейки в «Икею» и распихивают мусор по разным пакетам. И есть ощущение, что от жилья они хотят примерно того же.

С этим, наверное, сейчас самые большие проблемы, потому что большинство людей за это пока не готовы платить. Некоторые девелоперы сейчас ставят боксы для сбора и переработки одежды, баки для раздельного сбора мусора. Кто-то пытается использовать при строительстве более экологичные материалы, строить устойчивые дома, с герметичным контуром, с повышенной шумо- и теплоизоляцией. Но пока спрос на это не сформирован.

4. Инклюзивность. Среда, которую создают застройщики, должна быть для всех. Абсолютно для всех — слабослышащих, слабовидящих, маломобильных, сверхмобильных, желающих спокойно отдохнуть или побеситься во дворе. Пока в основном все ограничивается рассуждениями о безбарьерной среде. Но, по-моему, это прошлый век.

5. Логическое продолжение разговора про инклюзивность — психологический комфорт. Покупатели все чаще стали обращать внимание на отделку МОПов, красоту фасада, внешний вид двора. Заплатив несколько (а иногда и много) миллионов рублей, они хотят каждый день находить подтверждение тому, что деньги потрачены не зря.

Круто, когда ты заходишь во двор, и тебе приятно. Некоторые застройщики очень хорошо работают с местами общего пользования — подъездами, холлами, лифтами. Составляющих этого комфорта много: оформление; материалы; конструкции детских площадок; установленный во дворе фонтан вообще станет точкой притяжения; мебель и картины в холле; теплое, приятное для глаз освещение (оно играет суперважную роль); видео и музычка, которые крутятся в лифте.

6. Ну и, пожалуй, последнее — добрососедство. Локальный патриотизм, знаете ли, — классная штука. На нем держится местная экономика, он способен как минимум сохранять, а как максимум развивать пространство. Есть ощущение, что люди снова готовы дружить, готовы к совместным действиям, что отторжение советских коллективных моделей уже закончилось.

Самый банальный пример, который все сейчас пытаются реализовать, — формирование соседских центров. Обычно это помещение на первом этаже одного из домов квартала или микрорайона. Оно делится на некоторое количество пространств: для общих собраний (чтобы решить проблемы), для просмотра фильмов, коворкинги, общественную прачечную, кафе или даже кружок шахмат.

И тот, кто строит вокруг кварталов и домов заборы, — вы проиграете».