Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
67526 +390
Выздоровели
60015 +400
Умерли
1907 +17
Россия
Заразились
3698273 +20921
Выздоровели
3109315 +27779
Умерли
68971 +559

В ТЦ безопаснее, чем на улице. Колонка о том, почему закрытие бутиков – не главное в борьбе с COVID-19

30 сентября 2020, 09:11
Колонка
В ТЦ безопаснее, чем на улице. Колонка о том, почему закрытие бутиков – не главное в борьбе с COVID-19
Фото: Настя Кеда, 66.RU
Бизнесу снова угрожают карантинные меры. Если в Свердловской области количество зараженных коронавирусом продолжит расти, то, скорее всего, в регионе начнут вводить ограничения, как в Москве. Одними из первых могут закрыться торговые центры, которые только недавно заработали в относительно полную силу. В авторской колонке на 66.RU бизнесмен и директор мебельного центра «Гулливер» Алексей Караваев рассказал о том, в каком состоянии сейчас находятся екатеринбургские ТЦ, а также почему в них меньше шанс заразиться коронавирусом, чем в общественном транспорте, школе или офисе.

Вместе со второй волной пандемии могут снова закрыть торговые центры. Хотя когда 1 августа они открылись, произошел резкий спад заражаемости. Казалось бы, увеличился поток покупателей в общественные места, но весь август количество зараженных не превышало 130 человек в день, показатель только падал. Но как только открылись школы, колледжи и высшие учебные заведения, как только люди вернулись из отпусков — так началось. Поэтому вижу основную цель противокарантинных мер не в закрытии таких мест, где заразиться менее вероятно, — торговых центров, театров, кинотеатров. Надо работать с улицами, [общественным] транспортом, школами, бизнес-центрами, где люди расположены плотнее друг к другу, чем в торговых центрах.

Если вы придете в ТЦ, то увидите, что людей в масках — посетителей и сотрудников — больше, чем где бы то ни было в городе. Все потому, что мы боимся, нас легко наказать. На нас смотрят как на основной источник любой заразы, поэтому нас регулярно проверяют. Мы спрашиваем с арендаторов, с посетителей, мы сталкиваемся из-за этого с определенным негативом, но все равно продолжаем это делать.

На улицах, на тех же остановках люди стоят гораздо плотнее друг другу, но тем не менее никто даже не думает надевать маску. Чтобы разбираться с этим, правоохранительным органам обеспечено очень много возни — работать с каждым прохожим, с каждым пассажиром. А в торговом центре все просто: пришел и выписал штраф 300 тысяч — и будьте здоровы. А потом отчитался о том, что провел работу.

Мы ужасно боимся этих штрафов и того, что нас могут снова закрыть. У нас есть серьезные рычаги на наших сотрудников, в том числе сотрудников наших арендаторов. Мы можем применить к ним неприятные финансовые меры, поэтому в торговых центрах больше порядка, чем в любом другом общественном пространстве.

Что касается сегодняшнего дня, то в торговых центрах происходит определенное снижение покупательских потоков. Связано это в основном с тем, что полностью не могут начать работать якорные арендаторы. Речь о детских развлекательных центрах, кинотеатрах, зонах фуд-корта, где из-за повышенных требований безопасности не допускается стопроцентная заполняемость. Открылись они относительно недавно: это серьезно сказывается на посещаемости, по крайней мере, по сравнению с прошлогодними показателями.

Если говорить о специализированных центрах, о мебельных, то мы наблюдаем рост посещаемости, который связан с отложенным спросом. Мы прогнозируем, что в дальнейшем он выйдет на показатели более низкого уровня, чем в прошлом году, когда отложенный спрос будет удовлетворен.

В целом основные ретейлеры, насколько мне известно, чувствуют себя неплохо, у всех серьезно выросли онлайн-продажи, что неудивительно. За пандемию народ привык делать покупки через интернет, и сейчас он этого не боится. Уже налажены доставки, необходимые функции примерки и возврата, поэтому онлайн-продажи серьезно сказываются на офлайн-продажах, в том числе и в торговых центрах. Я думаю, что эта тенденция будет только усиливаться, пандемия только подхлестнула интернатизацию розничной торговли.

Торговый центр — достаточно инертная структура, как и в общем торговая недвижимость. Изменения происходят медленно, поэтому если я сегодня решу, что мне нужно развивать онлайн в торговом центре, то это не значит, что я смогу это сделать быстро. В первую очередь должна накопиться определенная масса арендаторов, которая будет к этому стремиться, для которой онлайн-торговля станет приоритетнее, чем офлайн. Пока я этого не наблюдаю.